double arrow

Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах

Педагогическая характеристика содержания воспитательного процесса.

В сурдопедагогике, как и в общей педагогике, выделя­ются следующие направления: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Умственное воспитание детей с недостатками слуха предполагает целенаправленную деятельность педагогов по формированию у учащихся словесной речи, развитию по­знавательных способностей, а также умений их практиче­ского применения. Кроме того, задача педагога – воспи­тание личностных качеств, повышающих эффективность умственной деятельности. Исследователями определены условия успешности умственного воспитания:

- овладение системой научных знаний, постепенное их расширение и углубление;

- овладение речью параллельно с овладением знаниями;

- интенсивное развитие речи во всех ее видах (письмен­ная, устная; диалогическая, монологическая);

- опора на жизненный опыт учащихся и его обогащение;

- включение предметно-практической деятельности в учеб­но-воспитательный процесс, его связь с жизнью и деятель­ностью учащихся;

- расширение кругозора, развитие позна­вательных интересов и способностей учащихся.

Задачами умственного воспитания являются сле­дующие:

- формирование запаса знаний и совершенствование их качества;

- развитие и коррекция способов умственной деятельности;

- воспитание интеллектуальных качеств личности;

- формирование культуры умственного труда;

- овладение методами приобретения и применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности.

Нравственное воспитание – процесс формирования у школьников нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Основным фактором нравственного воспитания является деятельность.В силу ограниченности контактов с окружающими в пе­риод становления личности, кроме семьи особую роль в нрав­ственном воспитании играет школа.

Воспитание нравственного сознания тесно связано с уров­нем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овла­дения речью ребенок знакомится с нравственными понятия­ми, которые закрепляются в практической деятельности (начиная с элементарных оценочных понятий «хорошо», «кра­сиво» и т. д., ученик постепенно овладевает понятиями на кон­кретной основе: «вежливость», «дружба» и т. п., а затем поня­тиями отвлеченного характера: «ответственность», «патрио­тизм» и т. п.). Ряд понятий формируется в процессе чтения и разбора содержания литературных произведений, в ходе раз­личной деятельности, когда поступки самих учащихся оцени­ваются окружающими. Суть понятия может уточняться в эти­ческих беседах с воспитуемыми. Выделяют несколько этапов формирования нрав­ственного сознания учащихся:

- практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования);

- изучение нравственных понятий (в процессе анализа по­ведения литературных героев, а также собственного опы­та и поведения окружающих);

- применение знаний в деятельности (в поведении, об­щении).

Трудовое воспитание – сложный процесс, предпола­гающий вовлечение в разнообразную трудовую деятель­ность. Задачей его является нравственная, психологическая и практическая подготовка к труду. В школе для детей с недостатками слуха специфической задачей является пре­одоление последствий, связанных с первичным дефектом.

Нравственная подготовка включает понимание значимо­сти труда (как средства заработка и как радости дела, при­носящего пользу другим), стремление к формированию нравственных качеств (добросовестного отношения к рабо­те, упорства и активности в достижении успеха в деятель­ности, умения работать в коллективе для достижения об­щей цели, готовности помочь другому и др.). Психологическая подготовка включает воспитание стрем­ления охотно и качественно выполнять любую работу, полез­ную для других, доводить начатое до конца с полной отда­чей сил. Практическая подготовка направлена на вооружение де­тей знаниями основ наук, умениями и навыками, необходи­мыми в трудовом процессе.

В трудовом воспитании детей с недостатками слуха осо­бое внимание уделяется решению коррекционных задач, направленных на преодоление последствий первичного на­рушения (развитие речи и закрепление навыков речевого общения, коррекция недостатков физического развития). Содержание трудового воспитания отражено в различных видах труда – учебном, на специальных занятиях и обще­ственно полезном.

Эстетическое воспитание – процесс формирования эс­тетического эмоционально-чувственного и ценностного соз­нания личности и соответствующей ему деятельности. Его цель – развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; включение в гармоничное саморазвитие; формирование твор­ческих способностей в области художественной, духовной, фи­зической культуры.

Задачи эстетического воспитания:

- воспитание эстетической восприимчивости, умения ви­деть и понимать прекрасное, испытывать радость от со­прикосновения с ним;

- развитие эстетического вкуса, оценок и суждений, что связано с развитием речи и мышления детей с не­достатками слуха, так как необходимо осмыслить, проанализировать увиденное или услышанное, выделить в нем существенное и выразить свое отношение в словах;

- развитие творческих способностей детей.

Средства эстетического воспитания: ис­кусство, природа, окружающая предметная среда, трудовая и спор­тивная деятельность, эстетически направленное общение и даже игра. В школе для детей с недостатками слуха проводятся уроки раз­вития речи, которые обогащают речь учащихся, формируют уме­ние связно и красиво излагать свои мысли, учат вглядываться в при­роду, рассматривать произведения искусства и анализировать их. Важное место в эстетическом воспитании занимает деятельность детей в кружках (танца, пантомимы, рисунка, лепки и выжигания, вышивания и мягкой игрушки и др.).

Целью физического воспитания является разностороннее развитие личности, физических качеств и способностей человека, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья. Нарушение слуха возникает под воз­действием различных факторов, приводящих организм к ослаблению. Часто у детей с недостатками слуха нару­шается деятельность вестибулярного аппарата, контроли­рующего положение в пространстве. Кроме того, страдает кинестетическая чувствительность, контролирующая дви­жения, из-за чего движения детей часто бывают неуклю­жими, порывистыми, а походка – шаркающей. Ослаб­ленные дети быстрее устают, теряют работоспособность, что затрудняет обучение. Все это требует специального подхода к физическому воспитанию учащихся.

Основные средства физического воспитания: физичес­кие упражнения, использование естественных факторов природы и соблюдение гигиены (личной, трудовой и др.). Физическое воспитание осуществляется на уроках физкультуры, на музыкально-ритмических занятиях, физкультминутках на уроке, на спортивных часах, на соревнованиях, спортивных праздниках, во время прогулок и походов.

Дети с недостатками слуха в большинстве своем обучают­ся в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием вос­питательного процесса, требующего непрерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства действий обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой сре­ды, комплексного подхода к воспитанию, что часто недости­жимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребе­нок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми умениями.

Школа-интернат обеспечивает практически круглосу­точное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития и оказывая тем самым помощь семье в воспитании ребенка. Интернат обеспечивает возможность обучения тех детей, которые проживают в отдаленных от школы районах.

Формы организации воспитывающей деятельности в школе-интернате:

1. Внеклассные занятия в воспитательной группе:

- самоподготовка (подготовка домашних заданий по учебным предметам);

- внекласс­ное чтение;

- занятия изобразительной или театрализованно-игровой деятель­ностью;

- занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения;

- ди­дактические, сюжетно-ролевые игры;

- занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.

2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая учащихся начальной, основной или старшей школы. К формам организации воспитательного процесса относятся:

- подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий;

- подготовка к олимпиадам и участие в них;

- участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экспедициях;

- подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллективных воспитывающих дел.

Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1-м отделении специальной школы II вида до 10 человек, во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих.

Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллек­тивных мероприятий широко используются разные формы организации дея­тельности школьников (С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. Н. Марциновская и др.). При ра­боте парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивиду­альная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает само­стоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. Коллективные формы организации деятельности сочетаются с индивидуальными при условии педагогического руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: