Цель воспитания
Понятие о воспитании.
Принципы воспитания.
Содержание воспитания.
Закономерности воспитания.
Свойства и особенности процесса воспитания.
Цель воспитания.
Социальные заказы современности институту воспитания.
Понятие о воспитании.
План.
Лекция 1. Сущность процесса воспитания
Воспитание в широком социальном смысле – это социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта.
Воспитание в узком смысле – это процесс формирования, развития личности в соответствии с целями, поставленными обществом, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Конечный результат процесса воспитания – самовоспитание.
2. Социальные заказы современности институту воспитания:
1. Экология среды (научить ребенка жить в гармонии с природой и самим собой);
2. Экология души;
· Философия доброты (принимать ребенка таким, каков он есть);
· Патриотизм (народность в воспитании; К.Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании»);
|
|
· Духовная практика (Я.А. Коменский «Образование. Нравственность. Благочестие.»).
3. Здоровый образ жизни (помочь ребенку познать свой организм);
4. Укрепление института семьи:
Подходы к работе с родителями:
· А. С. Макаренко «поручиться за то, что семья воспитывает хорошо мы не можем, мы должны взять в свои руки все дело семейного воспитания.»
· С. Н. Лысенкова «Я с семьей не работаю, она мне не нужна.»
· Ш. А. Амонашвили «Учитель должен знать все семейные тайны, связанные с ребенком, всю деликатность родственных связей в семье, могущих иметь влияние на ребенка.»
Цель – это формализованная модель будущего результата.
Цель воспитания определяется обществом.
17 век (Я. А. Коменский «подготовка к загробной жизни»)
20 век СССР (Воспитание всесторонне развитой личности – активного строителя коммунизма).
21 век Россия (Воспитание разносторонней развитой личности).
Цель воспитания в начальной школе (по Л. В. Занкову развитие ума, воли, чувств, согласованных с гуманизмом).
· Требования к цели:
· Достижимость,
· Реалистичность,
· Измеряемость.
· Иерархичность.
Всех ли можно воспитать?
1) материалистическая т.з.
2) идеалистическая т.з. (теософия)
3) теория психологических типов К. Юнга.
Свойства ВП: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
Особенности процесса воспитания:
1. Целенаправленный процесс формирования личности.
2. Ступенчатый характер ПВ
· Осознание воспитанниками требуемых норм морали (совокупность норм и принципов человека по отношению к обществу)
· Знания переходят в убеждения
|
|
· Воспитание чувств
· Формирование устойчивых привычек в деятельности
3.Многофакторность
4. Длительность.
5. Непрерывность.
6. Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
7. Вариативность
8. Двусторонний характер
9. Диалектичность. Непрерывное развитие ВП. Двигатель - преодоление противоречий внутренних и внешних.