Свойства и особенности процесса воспитания

Цель воспитания

Понятие о воспитании.

Принципы воспитания.

Содержание воспитания.

Закономерности воспитания.

Свойства и особенности процесса воспитания.

Цель воспитания.

Социальные заказы современности институту воспитания.

Понятие о воспитании.

План.

Лекция 1. Сущность процесса воспитания

Воспитание в широком социальном смысле – это социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта.

Воспитание в узком смысле – это процесс формирования, развития личности в соответствии с целями, поставленными обществом, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Конечный результат процесса воспитания – самовоспитание.

2. Социальные заказы современности институту воспитания:

1. Экология среды (научить ребенка жить в гармонии с природой и самим собой);

2. Экология души;

· Философия доброты (принимать ребенка таким, каков он есть);

· Патриотизм (народность в воспитании; К.Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании»);

· Духовная практика (Я.А. Коменский «Образование. Нравственность. Благочестие.»).

3. Здоровый образ жизни (помочь ребенку познать свой организм);

4. Укрепление института семьи:

Подходы к работе с родителями:

· А. С. Макаренко «поручиться за то, что семья воспитывает хорошо мы не можем, мы должны взять в свои руки все дело семейного воспитания.»

· С. Н. Лысенкова «Я с семьей не работаю, она мне не нужна.»

· Ш. А. Амонашвили «Учитель должен знать все семейные тайны, связанные с ребенком, всю деликатность родственных связей в семье, могущих иметь влияние на ребенка.»

Цель – это формализованная модель будущего результата.

Цель воспитания определяется обществом.

17 век (Я. А. Коменский «подготовка к загробной жизни»)

20 век СССР (Воспитание всесторонне развитой личности – активного строителя коммунизма).

21 век Россия (Воспитание разносторонней развитой личности).

Цель воспитания в начальной школе (по Л. В. Занкову развитие ума, воли, чувств, согласованных с гуманизмом).

· Требования к цели:

· Достижимость,

· Реалистичность,

· Измеряемость.

· Иерархичность.

Всех ли можно воспитать?

1) материалистическая т.з.

2) идеалистическая т.з. (теософия)

3) теория психологических типов К. Юнга.

Свойства ВП: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

Особенности процесса воспитания:

1. Целенаправленный процесс формирования личности.

2. Ступенчатый характер ПВ

· Осознание воспитанниками требуемых норм морали (совокупность норм и принципов человека по отношению к обществу)

· Знания переходят в убеждения

· Воспитание чувств

· Формирование устойчивых привычек в деятельности

3.Многофакторность

4. Длительность.

5. Непрерывность.

6. Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

7. Вариативность

8. Двусторонний характер

9. Диалектичность. Непрерывное развитие ВП. Двигатель - преодоление противоречий внутренних и внешних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: