Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. Воспитание требует терпения, врожденной способности, навыков и специальных знаний.
Воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности (№:творческая деятельность).
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Направлением деятельности субъекта можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности.
|
|
Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.
Участники воспитательного процесса | ||
Взрослые | Коллектив | Дети |
Как объект воспитательного процесса | ||
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор | Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды | Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности |
Как субъект воспитательного процесса | ||
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно) | Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей | Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно) |
Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.
Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:
|
|
• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;
• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;
• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;
• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия.
+скажи что влияет на формирование личности (семья, школа, окружение и т.д.)