Для эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. Для обучения аудированию в школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные тексты.
Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа (Соловова Е.Н.)
До прослушивания
Предварительная инструкция создает мотивационную и организационную установку, мобилизует на активную работу. Она включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу.
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
- догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
- краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста).
Во время прослушивания
Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:
- прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
- прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
- прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
- закончить следующие предложения.
- прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
- прослушать текст и найти русский/ английский эквивалент слов в параллельном столбце).