«Манипулятор» - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми.
Манипуляция возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и внедряет их в его психику. Поэтому в определение в качестве сущностного признака необходимо ввести момент привнесения манипулятором намерений, которые адресат считает своими. Поскольку обязательным условием действенности манипуляции является сокрытие, как факта воздействия, так и намерений манипулятора, необходимо отметить эту ее особенность. По возможности следует указать и искусность, и мастерство, обеспечивающие эффективность манипуляции. И наконец, следует обозначить основной эффект внесения изменений в мотивационные структуры адресата - побуждение к совершению определенных манипулятором действий.
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
|
|
Итак, один человек решает, что с другим человеком (как с объектом) он намерен сделать, а вот как это нечто сделать, - выясняется в процессе их взаимодействия с адресатом. В случае с манипуляцией, речь идет лишь о присвоении манипулятором права решать за адресата, что ему должно делать, о стремлении повлиять на его цели.
Использование манипуляций взрослыми и детьми может объясняться различными причинами:
• слабостью (многие боятся честной открытой стратегии);
• неверием в действенность просьбы;
• неверием в действенность убеждения;
• стремлением к одностороннему выигрышу;
• привычкой манипулировать.
Поскольку в педагогической практике довольно часто встречаются случаи манипулирования со стороны детей, родителей и самих педагогов, желательно уметь распознавать этот деструктивный способ влияния и противостоять ему.
Среди признаков манипуляций можно назвать такие, как:
• психологическое воздействие;
• отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственных целей;
• стремление получить односторонний выигрыш;
• скрытый характер воздействия;
• использование силы, игра на слабостях (Сидоренко Е. В., 2001).
Для манипулятора несущественно, какой человек перед ним: добрый или злой. Для него важно, как можно использовать эти качества в своих интересах.
Типы манипуляторов:
• Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.
|
|
• Тряпка, слабак. Как правило, это "жертва" диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.
• Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.
• Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за не выполняли всю работу, потому что он беспомощен.
• Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.
• Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.
• Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.
• Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.
Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.
В российской системе образования, как правило, наиболее часто встречающиеся типы манипуляторов - это "диктатор", "тряпка", "прилипала", "судья" и др. Для того чтобы не попадаться на удочку манипуляторам, желательно знать их характерные черты и основные типы манипуляций.
Диапазон манипуляций. Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто используемые учащимися манипуляции. Начнем со срыва уроков, в частности — контрольных работ. Здесь широкая палитра различных способов, от классических до «новомодных» — ложных сообщений о заложенной бомбе.
Манипуляция «Птица в классе». Здесь может быть и не птица, а какое-нибудь другое юркое животное.
Кто-то из ребят приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя невозможно. Поймать птицу нелегко, ребята в этом и не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.
Мишенью воздействия здесь является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Приманкой — любовь детей к живности и их эмоциональная реакция на нее.
Пассивная защита тут невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики страдали сами, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит:
— Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать самостоятельную письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами. Если птица останется в классе, будем писать. Если улетит или поймаете, двинемся дальше по программе.
Когда он вернется, птицы в классе уже не будет. Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипуляторов направлении.
Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью выходили из таких ситуаций, и немало уроков было сорвано с помощью подобных манипуляций.
В класс, скажем, приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока учитель догадается открыть дверь и изгнать мышь за пределы класса, пройдет пол-урока.
«Довести учителя».
Кто-то из учеников (или их группа) издает звуки, мешающие вести урок (например, катает ногой по полу граненый карандаш или мычит, не разжимая рта). Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов «срывается».
Манипуляция направлена против учителей, не обладающих выдержкой. Их вспыльчивость и является мишенью воздействия.
Манипуляция «Вызывающее поведение». Цель манипулятора — нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой авторитет среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.
|
|
Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Делает замечание. Класс замер: что предпримет учитель?
Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель того будет достиг-нута. Мишенью воздействия в этой манипуляции является предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Приманкой — обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе.
Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая.
Учитель обращается к нарушителю:
— Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может, хочешь лечь вот здесь, перед доской?
— А что, это идея!
Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учителю задают вопрос, заинтересовавший всех. Отвечая на него, учитель так интересно рассказывает, что класс отвлекается от лежащего у доски.
Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об «оригинале» на полу все уже забыли.
Почувствовав себя в глупом положении, «оригинал» просит разрешения сесть. И никаких выходок больше.
Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции ста-ла любознательность учащихся. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно, и симпатию. Но ведь именно их-то и добивался нарушитель дисциплины. Учитель был более интересен, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Больше этот ученик учителю никогда не мешал вести уроки.
«Толстокожий». Некий ученик _не хочет сидеть на уроках одной учительницы. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.
Уже с начала урока начинает «доводить» ее. Она делает ему замечание, другое, третье. Поскольку до него «не
|
|
доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, но он, «толстокожий», не реагирует. Наращивая силу конфликтогенов, учительница постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления»— и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки: всплывет то, что она оскорбляет учащихся.
Мишень воздействия — слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечатление «толстокожести», создаваемое нарушителем дисциплины.
Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции «Родитель» (учит) в позицию «Дитя» (преобладание эмоций).
Мнимый больной. Совсем простая и потому наиболее часто используемая манипуляция, имеющая це-лью уйти с уроков — притворится больным. «Болит живот (голова)» — наверное, привычные жалобы, когда лень заниматься.
Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и про-являют) к детям. Приманкой — невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб.
Манипуляция «Столкнуть взрослых лбами». Вариантов здесь множество.
Когда надо столкнуть родителей с учителем, характерны такие манипулятивные высказывания учеников: «Моя мама говорит, что это глупое задание»; «Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости»; «Мой папа считает, что это пустая трата времени».
Мишень воздействия — чувство достоинства сталкиваемых людей.
Можно настроить одного учителя на другого: «Мы не смогли сделать ваше задание потому, что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не остается времени. И так каждый раз!».
В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя иродителя. Мишенью воздействия в последнем случае
является несогласованность действий учителей. Приманкой — сравнение действий или высказываний противопоставляемых сторон.
«Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.
Появляется учительница в новом платье. Юная манипуляторша понимает: это шанс для нее!
Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом давая понять о восхищении новым нарядом учительницы.
Учительница (она ведь женщина!) понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Видя это, ученица тянет руку «дополнить ответ» своего одноклассника. И получает легкую возможность отличиться: раскрытый учебник— перед ее глазами.
Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья.