Школа как поликультурная среда. Технологии формирования основ толерантного сознания личности

В данной ситуации школу можно рассматривать как общественный ресурс, направленный на формирование поликультурного взаимодействия участников образовательного процесса, на воспитание социально активных молодых граждан, адаптированных к современным условиям жизни в поликультурной среде.

В поликультурной ситуации образовательного процесса взаимодействие оказывается значимым в двух аспектах – как содействие образованию детей, имеющих культурные особенности, и как равное партнерское их взаимодействие. Такой диалог определен как диалог культур (М. Бубер). В ситуации классного общения он может рассматриваться как взаимообогащение ценностями разных культур в образовательном пространстве.

Организация поликультурной образовательной среды в этом случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда школы как учреждения образования и среда ученика как субъекта деятельности в школе. В нашем исследовании поликультурная образовательная среда школы рассматривается как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом процессе мы выделяем следующие компоненты:

1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование ценностей межкультурного взаимодействия, стремления старшеклассников к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.

2. Эмоционально-чувственный компонент предполагает развитие интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств, которые способствуют формированию положительных эмоций к другим культурам.

3. Когнитивный компонент включает в себя систему компетенций школьников в системе норм социального и личностного взаимодействия, культурных ценностей, разных языков, применения знаний в практических ситуациях общения и т.д.

4. Личностный компонент предполагает формирование таких значимых качеств личности, готовой к межкультурному взаимодействию, как толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.

5. Поведенческий компонент предусматривает создание условий для активной деятельности старшеклассников в сфере межкультурных отношений, приобретения коммуникативного опыта, совершения поступков в рамках межкультурного взаимодействия и др.

В основе исследования лежит осознание того факта, что социум находится в состоянии непрерывного изменения, а значит необходимости возможно более полной самореализации личности, достигаемой на основе самоидентификации, самоопределения в поликультурной среде.

Именно целостная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступить условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме, позитивного влияния на профилактику экстремизма и развитие толерантности школьников.

Литература

30. Понятие "образовательная среда", типология и структура образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды.

По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Типология Я.Корчака:

1. Догматическая среда

Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков... Догматом могут быть земля, костел, отчизна, добродетель и грех; могут быть: наука, общественно-политическая работа, богатство, борьба, а также Бог - Бог как герой, божок или кукла. Не во что, а как веришь».

В качестве примера организации догматической среды в наиболее ярко выраженной форме можно привести прежде всего монастырь и армию. Безусловно, семья с крепкими религиозными традициями также формирует среду догматического типа. Именно такая среда - основа психологической «обработки» адептов различных сектантских течений и группировок.

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

2. Идейная среда

«Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления - есть добрая воля. Нет догм - есть проблемы. Нет благоразумия - есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь - отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях - сталкиваясь, снижая полет и вздымая - наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний».

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН. Важнейшее условие формирования идейной среды - отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Именно идейная среда является, по существу, творческой средой.

3. Среда безмятежного потребления

«Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к современным течениям, среди привлекательной простоты. Здесь он может быть всем, чем он хочет: сам - из книжек, бесед, встреч и жизненных впечатлений - ткет себе основу мировоззрения, сам выбирает путь». Корчак подчеркивает, что в среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, не рассматривается как место в жизни, она не самоцель, а лишь средство для обеспечения себе удобств, желательных условий.

В качестве характерного примера среды безмятежного потребления может служить образ жизни значительной части провинциального русского дворянства XIX века, каким он описан классиками русской литературы: «обломовщина», «маниловщина». Интересно отметить, что при обсуждении типологии среды на семинарских занятиях студенты часто приводят мир студенческого общежития как очевидный пример типичной среды безмятежного потребления.

По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире.

4. Среда внешнего лоска и карьеры

«Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма - искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают».

При чтении этих строк книги Я.Корчака вспоминаются картины из жизни столичного дворянского салона Анны Павловны, богато представленные в «Войне и мире» Л.Н.Толстого. Слушатели наших семинаров часто отождествляют данный тип среды с жизнью «новых русских».

Основные черты личности, формирующейся в такой среде, - фальшь и лицемерие - «искусная игра» и «точно пригнанная маска», стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей.

Таким образом, согласно типологии Я.Корчака догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная (творческая) - свободного и активного; безмятежная - свободного, однако, пассивного, карьерная среда - активного, но зависимого.

Так, С. В. Тарасов полагает, что образовательная среда имеет следующую структуру:

1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).

2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).

3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).

Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.

Основываясь на исследованиях, посвященных межличностному взаимодействию, психологической защите, психологии конфликта и психологическому климату, можно выделить параметр психологической безопасности как фактор необходимый для формирования, развития и сохранения личности. Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности. Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции,порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. Это сопротивление осложняет систему межличностных взаимоотношений, разрушая личностно каждого из участников процесса. Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: