Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.
Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п.
Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу:
1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности);
2) иметь высокую мораль;
3) отличаться хорошими человеческими отношениями;
4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;
5) быть способным к творчеству;
6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.
О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995):
1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован;
|
|
3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь;
4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив;
5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива;
6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.;
7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности;
8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач.
Методы изучения коллектива:
Наблюдение - это метод длительного, планомерного описания особенностей физического, психического и социального развития, которые проявляются в деятельности и поведении учащихся во время учебно-воспитательного процесса и позволяют с систематизировать полученные показатели и сделать определенные выводы.
Беседа - метод установления особенностей физического, психического и социального развития воспитанников в ходе непосредственного общения. Беседу можно производить непосредственно с учениками, их одноклассниками, родителями и детей, учителями-воспитателями, которые принимают участие в осуществлении воспитательной работы с отдельными учениками или коллективом.
|
|
Педагогический консилиум (лат concilium - совещание, заседание) - это совещание, собрание учителей-воспитателей по поводу обсуждения социально-психологических качеств и особенностей поведения, деятельности воспитанников для более глубокого изучения учеников и определение целесообразных и эффективных форм и методов воспитательной работы с ними.
Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования. Он обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет не только сделать описание психического явления, но и объяснить его.
Сущность диагностических методов заключается в том, что они позволяют не только сделать описания развития воспитанников, но и делают измерения их, определения их качественной и количественной характеристик.
Эффективность развития коллектива во многом зависит от того, насколько правильно воспитатель продиагностирует ситуацию и выберет средство педагогического воздействия. Учитель должен учитывать особенности коллектива (возрастные и психологические) и его возможности самоуправления. Управление коллективом заключает в себе два взаимосвязанных процесса:
1) сбора информации о каждом воспитаннике и о коллективе в целом;
2) организации процесса воздействия, имеющего цель совершенствовать сам коллектив и каждого отдельного ученика.
Управление коллективом связано с разработкой критерия, характеризующего уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; с разработкой форм и методов использования информации. В коллективе воспитатель должен соблюдать следующие принципы.
1. Руководитель должен сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, организовывать воспитательные влияния, т. е. коллектив учителей, родителей, деятельность коллектива направлять на сотрудничество с другими коллективами.
2. Руководитель должен пересматривать цели и содержание коллективистского воспитания.
3. Важно воспитать правильное коллективное общее мнение, которое будет вырабатывать необходимую линию общественного поведения.
4. Руководитель не должен допускать попустительства и упразднять контроль за выполнением обязанностей учеников.
5. Воспитатель организовывает коллективные отношения. Необходимо добиваться дружеского сплочения в коллективе. Мудрый воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам другого.
6. Воспитатель должен исходить из возможностей и интересов каждого ученика, а не только коллектива в целом. В противном случае задания будут выполняться формально либо совсем не выполняться.
7. Руководитель должен контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе коллективных отношений. К факторам относятся особенности самого школьника – его эмоциональной стороны, внешности – черты характера и физические данные.
8. Руководитель должен создавать временные коллективы и переводить в них неблагополучных учеников. Уровень временного коллектива должен быть высоким, тогда и эффект такого воспитательного метода будет высоким.
9. Характер деятельности коллектива должен постоянно изменяться. Об этом должен позаботиться воспитатель.
Коллектив существует для личности, и задача педагога состоит в том, чтобы создавать в коллективе такие ситуации, которые бы способствовали положительному влиянию на отдельных членов.