Субъективные причины - те, которые связаны с психологическими и физиологическими особенностями человека (интерес, состояние организма, готовность действ определенным образом, механическое или логическое запоминание, прошлый опыт человека. Механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их зрительно или мышечно-двигательно воспринимали. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала). Объективные причины - те, которые не зависят от человека (характер запоминания материала - понятность, связность; объем материала, обстановка) рекомендации: осмысленное запоминание, запоминание связанного текста, метод "привязки" запоминаемой информации, метод "цепочка", использование эмоций при запоминании, использование ассоциаций при запоминании, рекомендации по оптимальному повторению материала для запоминания на несколько дней.
|
|
24. Понятие мышления. Мышление как процесс решения задач. Основные характеристики мышления: обобщенность, опосредованность, самостоятельность, гибкость, быстрота и др.
Мышление – высшая форма психического отражения, познания окружающей действительности, представляющее собой обобщенное и опосредствованное обобщение существующих свойств, связей и отношений. Теоретическое образное мышление - в ходе решения мыслительных задач соответствующие образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей задачи.
Характеристики мышления – обобщенность (отр объединение в виде связей), опосредованность (с пом средств - язык, символ), самостоятельность (человек ставит сам цель и достигает), гибкость (разные способы решения задач), регидность (однотипное решение задач), лабильность(скорость перехода от одной стратегии к др.)