Методы политологических исследований

Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.
Как правило, метод включает:
- принципы, выражающие то или иное понимание политики;
- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.
Методы исследований бывают качественными и количественными. Качественные методы используются для выявления и определения признаков и свойств политических объектов. Количественные методы основаны на измерении и требуют символико-математической формализации интересующих исследователя параметров изучаемых объектов.
На основании широты сфер научного применения можно выделить три группы методов: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-научные (методы политической науки).Первые могут применяться во всех науках, вторые — только в науках о культуре, человеке, обществе и государстве, а третьи — только в политической науке.
1. Общенаучные методы.
А. Логико-эвристические, которые позволяют добыть новое знание из истинных посылок (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, аналогия и др.).
Б. Философско-аксиологические, задающие перспективу и общеметодологические принципы исследования на основании некоторой исходной ценностно-мировоззренческой установки (диалектический, системный и др.).
2. Социально-гуманитарные методы не применимы в естественных науках и являются для политологии позаимствованными из социально-гуманитарных наук. Это историко-срав- нительный метод, анализ документов (история); интервью (психология); анкетные опросы (социология); анализ знаков и символов (семантика); изучение традиций и стереотипов (культурология) и др.
3. Специально-научные методы выработаны политологией на основе модификации или комбинирования общенаучных и социально-гуманитарных методов, адаптированных к задачам конкретных политических исследований. Это, например, имитационное моделирование политических ситуаций с использованием элементов теории игр, рейтинговые экспертные оценки популярности политических лидеров, многомерный статистический сравнительный анализ партий.

5. Категория "власть" в системе политологического знания.

Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.

  • В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения):
    • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
    • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
    • власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
    • телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
    • инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
    • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
    • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.
1. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого.

  • Этот подход представлен несколькими вариантами:
    • теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
    • теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
    • теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.

2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство любой социальной системы.

  • В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:
    • власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;
    • мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
    • микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;
    • коммуникативный подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;
    • постструктуралистский подход, представленный теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношение между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие "поле" и из экономики - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая представляет собой совокупность капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут изменяться.

3. Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются (Аним. 5). Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.

  • Выделяется несколько вариантов трактовок:
    • силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - стремление (воля) к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;
    • рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;
    • игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: