Арабская политическая традиция является важной частью истории политических учений в целом. Данная традиция связана с процессом образования в Аравии VII в. государственности.
Арабская традиция, так же как и процесс формирования арабской государственности, тесно связаны с религиозным контекстом. Главной религиозно-политической доктриной в этом регионе стал ислам, который сыграл большую роль в консолидации арабских племен.
Официально ислам был утвержден в 622 г. н. э., когда Мухаммед совершил переселение из Медины в Мекку и была образована первая мусульманская община - умма.
Ислам в этот период обеспечивал высшую общественную связь, выступая стержнем мировоззрения и культуры арабского народа. Ислам освящал существовавший в арабском обществе порядок во главе с непререкаемым авторитетом - Аллахом.
Изложенные в Коране - священной книге мусульман - принципы содержали общественно-регулирующее начало. Особое внимание уделялось в исламе процессам укрепления власти. Это способствовало формированию арабского этноса и сильного государства, проведению активной завоевательной политики и распространению учения ислама на огромной территории.
|
|
Ислам как политическая доктрина отстаивает следующие принципы:
1) теократизм - утверждение превосходства духовной власти над светской;
2) обоснование необходимости общественного и политического неравенства;
3) богоустановленность верховной власти правителя;
4) покорность и смирение.
В период становления государства на территории Аравии - Арабского халифата (XII-XIII вв.) - оформился шариат - основной правовой нормативный свод.
Его источниками являются:
1) Коран - основной нормативный источник ислама;
2) Сунна - сборник повествований о делах Мухаммеда;
3) фетва - заключение высших духовных лиц по отдельным делам общественной жизни. В исламе выделяется несколько течений, которые неоднозначно трактуют политические проблемы.
Суннизм - ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны.
Шиизм - это течение, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки, иные правители незаконны.
Политические идеи на Востоке развивали такие мыслители, как:
1) Аль-Фараби, который исследовал проблемы компетентности правителей, механизмов осуществления власти в мусульманской общине;
2) Ибн Сина, которого интересовали многие проблемы, связанные с осуществлением властных отношений.
Воздействие ислама на Востоке на общественные и политические процессы было особенно сильным. И на современном этапе ислам продолжает быть не только религией, но и образом жизни мусульман.