Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем. Включает в себя жизненные позиции людей, их взгляды, эмоциональное отношение к миру, принципы познания и деятельности, а также ценностные ориентиры. Состоит из:

Мироощущения – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения, которая включает в себя чувства и настроение.

Мировосприятия – сторона мировоззрения, которая включает наглядные чувственные образы и представления.

Миропонимания – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, которая включает в себя понятие – мысль, которая отражает объекты мира в обобщенной форме, с помощью фиксации их специфических признаков, и суждение – связь между понятиями, когда одному из них приписываются или отрицаются свойства другого.

Первым историческим типом является мифология. Миф – придание, сознание. В истории развития мифологии два периода:

1. Человек не выделяет себя из окружающего мира.

2. Появление понятий Я и не-Я.

Характерные черты:

1-Синкретизм (рассмотрение предмета в целостном виде, нераздельность реального и нереального, естественного исверхъестественного);

2- Генетизм (генетика) — интерес. к проблеме происхождения того или иного. Принимает различные формы — Гонии. (антропогония, социогония, теогония);

3- Антропо- и социоморфизм. (морфизм=подобие) Сказка: св-ва людей на жив.

Ф-ции мифа:

1-Познавательная. (чел узнаёт как было раньше, из чуждого прив. к объясняемому);

2-Воспитательная (есть оценка, свой смысл, осн мысль);

3-Социальная (контролирующая, регулирующая, корректирующая)

В религиозном мировоззрении мир удваивается на естественный и сверхъестественный. Исходя из этого, складываются отношения человека и мира, т. е. есть творец и есть твари.

Характерные черты:

1-Вера в сверхестественное.

2-Отсутствие синкретизма (наоборот Расчленение на ест. И сверхест, земн и небесное, посюсторонний и потустор.)

3- Двойственность мира.

Сакрализация — усил. Влияния со стор. Церкви. Секуляризация (ослабл):

-Деизм-Бог-творец, но др. его ценности нивелируются.

-Атттеизм-отсутств веры, отриц. Бога.

-Пантеизм-растворение Бога природе. Эв и античность.

Ф-ции: 1-Вспитательная. 2-социал-интегрирующ, коллективизирующая. 3-Компенсорная- психотерап.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, морально-этических) потребностей человека. И мифология, и религия оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.

Философское мировоззр. ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления. о природе, обществе, ч-ке станов. предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отличается логической упорядоченностью системы знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. В ф.м. входят также. обобщенные экономические, политические, правовые и ест.науч. представления., нравственные, эстетические принципы и идеалы.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщён­ная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

В структуре мировоззрения выделяются:

1.Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

- духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения.

- рационально-теоретический уровень. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия (критический анализ);

2. Основные сферы духовного мира личности (мировоззрение – фундамент человеческого сознания):

- рациональная («разум»), т.е. модификация рационально-теоретического уровня. Показывает сходство, общность людей («сила мышления»);

- эмоционально - чувственная («сердце»), чем отличается один человек от другого, что составляет его уникальность и неповторимость;

- волевая («воля») т.е. сплав разума и чувств, механизм перевода идеальных состояний духовного мира в практические дела. Это самая деятельная сторона сознания;

3. основные элементы, компоненты мировоззрения:

- знания – представления о конкретно-научной и универсальной картине мира, накопленные наукой и историческим опытом людей;

- жизненныеценности, идеалы.

- верования, убеждения – это стержень мировоззрения, духовный стержень личности.

3.Основные проблемы античной философии.

- Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит)

- Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

- Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: