Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своей логической обоснованности и идеологического влияния систему научных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно играла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения для миллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостью своей логики.
Настоящая работа посвящена марксистскому учению об общественно-историческом процессе – материалистическому пониманию истории. Оно составляет неотъемлемую часть философии марксизма и наиболее ярко иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее ярко прослеживается воплощение диалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи. Кроме того, воплощенный в марксистской теории исторического процесса формационный подход к общественно-историческому развитию является, по мнению автора, наиболее обоснованным не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Целью настоящей работы является исследование сущностных основ марксистского понимания исторического развития общества через его основные категории и закономерности.
Достижению указанной цели служат следующие задачи:
1. Выявление содержания основополагающих категорий исторического материализма – общественное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка – как диалектически взаимосвязанных составляющих историко-философского учения К. Маркса.
2. Анализ сущности категории общественно-экономической формации как важнейшего звена в членении исторического процесса и показателя его прогрессивного развития.
3. Рассмотрение типов общественно-экономических формаций, возникающих в процессе развития общества от низших форм к высшим.
4. Установление содержания категории «социальная революция» с позиций ее места в диалектической системе материалистического понимания истории и роли в процессе общественного развития.
5. Исследование марксистского подхода к истории как объективно обусловленному процессу через понятие исторической необходимости; выявление роли сознательной деятельности людей в истории.
Указанные задачи предопределили структуру настоящей работы, представленную в оглавлении.
1.Основные категории исторического материализма
Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось в процессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежит базовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения и изменения. При этом в качестве метода познания используется диалектический материализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.
Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как «…последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».1
В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы.2
Категорию производительных сил, как и другие ключевые категории материалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякой человеческой истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни… Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь».3
Итак, свое начало история человеческого общества берет в мире материальных вещей. На этом общем основании покоятся категории «общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.