История понятия

Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность (ousia), также в латыни дляобозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуетсякак субстрат, первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита). В латинскойпатристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей-ипостасей.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовесexistentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанциирешается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точказрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия(Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категориейметафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется какс Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основнымикачествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. Поаналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепцииРене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единствосубъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачиваютпротяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности. БлагодаряЛейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможностии необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон,согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природеостаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегельопределял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как«существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя,для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактоваласубстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется изязыка философии, либо сливается с понятием сущности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: