Понятие субстанции


(лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе), – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различии и противоположностей.

Первоначально субстанция понималась грубо-физикально, как «вещество», как тот тождественный материал, из которого состоят различные единичные вещи; средневековое мышление допускало поэтому множество различных субстанций, неизменных и не могущих превращаться друг и друга начал («субстанциальных качеств», «субстанциальных форм»). В этом смысле термин «субстанция» широко использовался, например, в алхимии. Схоластическая философия, приписывавшая активную роль «форме», в конце концов превращает понятие субстанции в один из титулов бога, толкуемого как форма всех форм, и, таким образом, спиритуализирует это понятие. (Отсюда возникает различение двух субстанций – духовной и телесной, чреватое массой рационально неразрешимых противоречий, безвыходным дуализмом «души» и «тела». Определенные попытки снять дуализм, т.е. принятие двух субстанций, делаются на протяжении всего средневековья, начиная от Фомы Аквинского, толкующего «телесную субстанцию» как несамостоятельное начало и тем самым по существу отрицающего за ней определение субстанции, и кончая Дунсом Скотом, склонявшимся к толкованию материи как всеобщей субстанции всех вещей и даже к гипотезе о способности этой материи мыслить.

«Субстанция» философская категория классической рациональности для обозначенияобъективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, чтосуществует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именносубстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своихсобственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себедействующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа иматерии, взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если,например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопросо том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции, из которойсостоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причёмочевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщейсубстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщейсубстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философиизаключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальномуатрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от другаатрибутам (первопричинам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: