Средства массовой информации в политической системе общества

СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.

Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.

СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:

 информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;

 образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;

 функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;

 функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;

 контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;

 функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;

 мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.

По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:

 обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

 адекватно отражать общественное мнение.

Отношения СМИ и государства могут быть представлены как:

 политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством;

 государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов;

 государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику;

 государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ;

 государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: