СМИ влияют на принятие управленческих решений государственными органами и должностными лицами, участвуют в формировании и трансформации имиджей политиков и политических партий.
Вместе с тем ошибкой было бы буквально понимать известную метафору «СМИ – четвертая ветвь власти», так как они не имеют официальных властных полномочий.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», СМИ – это форма периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. Закон выделяет такие виды СМИ как газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц.
СМИ в политической системе общества выполняют следующие функции:
информационная функция. Получение и распространение сведений о наиболее важных для общества и власти событиях. Следует учитывать, что информация СМИ включает не только факты, но и их интерпретации;
|
|
образовательная функция. Сообщение гражданам новых знаний, в том числе, в сфере политики;
функция социализации. СМИ способствуют усвоению человеком политических норм, ценностей и образцов повеления, помогает личности адаптироваться к социальной действительности;
функция критики. СМИ имеют широчайшие возможности для всестороннего и объективного анализа и критики практически всех элементов политической системы, включая сами СМИ;
контрольная функция. В свое контрольной функции СМИ опираются на силу и авторитет общественного мнения;
функция артикуляции и интеграции. СМИ способствуют объединению политических единомышленников, формированию различных групп интересов, позволяют публично выражать общую позицию;
мобилизационная функция. Побуждение людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.
Некоторые исследователи также выделяют инновационную (инициирование политических изменений), оперативную (регулярное обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций), формирование общественного мнения.
По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:
обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;
адекватно отражать общественное мнение.
Отношения СМИ и государства могут быть представлены как:
политический режим определяет место СМИ в политической системе и характер отношений между СМИ и государством;
|
|
государство формирует нормативно-правовую базу деятельности СМИ, путем принятия соответствующих законов;
государство учреждает собственные СМИ, являясь их собственником и определяя их информационную политику;
государство не вмешивается в законную деятельность негосударственных СМИ;
государство в лице уполномоченного органа реагирует на нарушение СМИ законодательства о СМИ вплоть до их ликвидации и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.