Внесение изменений в устав

В случае выпуска акций в устав акционерного общества должны быть внесены соответствующие изменения, связанные с:

§ увеличением уставного капитала на совокупную номинальную стоимость фактически размещенных дополнительных акций;

§ увеличением числа размещенных акций соответствующих категорий (типов);

§ уменьшением числа объявленных акций соответствующих категорий (типов).

Указанные изменения вносятся в устав акционерного общества на основе решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и зарегистрированного отчета об итогах выпуска указанных акций.

37. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, который в свою очередь входит в государственную систему экономических отношений. Развитие экономической системы во многом зависит от состояния фондового рынка в стране, так как ценные бумаги, обладая определенной стоимостью, служат удобным средством обращения и платежа, выполняют роль кредитного инструмента и обеспечивают упрощенную передачу прав на материальные блага.

Стоит отметить, что предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, в частности предоставление услуг по размещению, купле и продаже ценнх бумаг осуществляется только профессиональными участниками на основании лицензий.

Основу рынка ценных бумаг составляют инвесторы – юридические и физические лица, которые осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг. Инвесторы вкладывают свои деньги в инвестиции с целью получения прибыли.

Инвесторы отличаются между собой тактикой и стратегией действий. По тактике действий инвесторы подразделяются на рискованных, умеренных и консервативных, по стратегии действий — на стратегических, институциональных и спекулянтов.

Обычно в качестве стратегического инвестора выступают компании, деятельность которых связана с бизнесом приобретаемой компании.

Стратегический инвестор покупает ценные бумаги с целью получения контроля над деятельностью компании. Получив контроль над компанией, стратегический инвестор начинает так или иначе участвовать в операционной деятельности компании. Потому что главной целью стратегического инвестора является получение прибыли от развития, роста капитализации или повышения эффективности управления акционерного общества. Стратегический инвестор заинтересован в приобретении достаточно большого пакета акций (как минимум 25%), чтобы в достаточно полной мере воздействовать и принимать стратегически важные решения, связанные с увеличением стоимости компании, капитализации, расширении бизнеса.

В качестве институционального инвестора обычно выступают банки, пенсионные фонды, страховые компании и различные инвестиционные фонды. Иными словами, институциональный инвестор представляет собой организацию, которая с помощью средств населения или компаний инвестирует их по своему усмотрению с целью преумножения дохода для себя и клиентов. Институциональные инвесторы формируют портфель ценных бумаг, основываясь на фундаментальном прогнозе поведения их котировок в долгосрочном и среднесрочном плане, а затем управляют этим портфелем (продают и покупают ценные бумаги). Институциональные инвесторы обычно получают доход от роста курсовой стоимости ценных бумаг и процентного дохода по выплатам от ценных бумаг. При этом институциональный инвестор иногда может выступать в роли стратегического инвестора.

Рискованная тактика действий характерна для спекулянтов. Спекулянт обеспечивает ликвидность фондового рынка, принимая на себя большую часть рисков, создавая условия для работы институциональных инвесторов. Спекулянт, как правило, осуществляет операции на основании колебаний рыночной цены в отличие от инвестора, который принимает решения на основании оценочной стоимости компании. Стоит заметить, что спекулянта очень сложно назвать инвестором, так как срок на который спекулянт вкладывает денежные средства в какой-либо финансовый инструмент исчисляется днями, если не часами.

Как было уже отмечено, по тактике своих действий инвесторы делятся на рискованных, консервативных и умеренных.

Все инвесторы отличаются друг от друга отношением к инвестиционному риску. Соотношение между риском и доходностью является основным показателем для инвестора. Риски вязаны с получением более высокого дохода. Рискованная тактика присуща спекулянтам фондового рынка.

Для инвестора, задачами которого является минимизация затрат, присуща консервативная тактика действий на фондовом рынке. Доход при консервативной тактике невысокий, при этом и риски инвестирования достаточно низкие.

Что касается умеренной тактики действий, то умеренный инвестор старается формировать портфель бумаг, уровень доходности которого отвечает приемлемому уровню риска. 38. рынке ценных бумаг" устанавливает семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

* брокерская;

* дилерская;

* деятельность по управлению ценными бумагами;

* деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

* депозитарная деятельность;

* деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

* деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В силу существенной специфики каждого из этих видов деятельности на

рынке ценных бумаг в ст. 3-9 закона оговорены особые условия осуществле-

ния функций представителя, коммерческого представителя и других (по

сравнению с общими нормами Гражданского кодекса, см. главу 8).

Брокерская деятельность

Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.

Передоверие брокерами совершения сделок допускается только брокерам. Передоверие допускается, если оно оговорено в договоре комиссии или поручения либо в случаях, когда брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, если иное не предусматривается договором с клиентом или его поручением. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для клиента условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.

В случае, если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг у брокера на забалансовых счетах и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора

Часть прибыли, полученной от использования указанных средств и остающейся в распоряжении брокера, в соответствии с договором перечисляется клиенту. При этом брокер не вправе гарантировать или давать обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.

В случае, если конфликт интересов брокера и его клиента, о котором клиент не был уведомлен до получения брокером соответствующего поручения, привел к исполнению этого поручения с ущербом для интересов клиента, брокер обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Дилерская деятельность

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам лицом, осуществляющим такую деятельность. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Деятельность по управлению ценными бумагами

Под деятельностью по управлению ценными бумагами (ст. 5 закона) признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

* ценными бумагами;

* денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные

бумаги;

* денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе уп-

равления ценными бумагами.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В случае если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Клиринговая деятельность

Клиринговая деятельность - это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается ФКЦБ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Депозитарная деятельность

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг. На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

Депозитарий имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги депонентов (то есть становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это прямо не запрещено депозитарным договором.

Если депонентом одного депозитария является другой депозитарий, то депозитарный договор между ними должен предусматривать процедуру получения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, информации о владельцах ценных бумаг, учет которых ведется в депозитарии-депоненте, а также в его депозитариях-депонентах.

Депозитарный договор должен содержать следующие существенные условия:

* однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по

хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги;

* порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении

депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента;

* срок действия договора;

* размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных догово-

ром;

* форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;

* обязанности депозитария.

В обязанности депозитария входит:

* регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обяза-

тельствами;

* ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты

и основания каждой операции по счету;

* передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной де-

позитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором. Депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо. Депозитарий в соответствии с депозитарным договором имеет право на поступление на свой счет доходов по ценным бумагам, хранящимся с целью перечисления на счета депонентов.

Деятельность по ведению реестра

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, номинальных держателей ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется.

Реестр владельцев ценных бумаг (далее - реестр) - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра.

Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

Номинальный держатель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг. В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с депозитарным договором. Брокер может быть зарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии с договором, на основании которого он обслуживает клиента.

Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от владельца. Данные о номинальном держателе ценных бумаг подлежат внесению в систему ведения реестра держателем реестра по поручению владельца или номинального держателя ценных бумаг, если последние лица зарегистрированы в этой системе ведения реестра. Внесение имени номинального держателя ценных бумаг в систему ведения реестра, а также перерегистрация ценных бумаг на имя номинального держателя не влекут за собой переход права собственности и/или иного вещного права на ценные бумаги к последнему. Ценные бумаги клиентов номинального держателя ценных бумаг не подлежат взысканию в пользу кредиторов последнего.

Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя ценных бумаг не отражаются у держателя реестра или депозитария, клиентом которого он является.

Номинальный держатель обязан в отношении именных ценных бумаг, держателем которых он является в интересах другого лица:

* совершать все необходимые действия, направленные на обеспечение по-

лучения этим лицом всех выплат, которые ему причитаются по этим ценным

бумагам;

* осуществлять сделки и операции с ценными бумагами исключительно по

поручению лица, в интересах которого он является номинальным держателем

ценных бумаг, и в соответствии с договором, заключенным с этим лицом;

* осуществлять учет ценных бумаг, которые он держит в интересах дру-

гих лиц, на раздельных забалансовых счетах и постоянно иметь на раз-

дельных забалансовых счетах достаточное количество ценных бумаг в целях

удовлетворения требований лиц, в интересах которых он держит эти ценные

бумаги. Номинальный держатель ценных бумаг по требованию владельца обя-

зан обеспечить внесение в систему ведения реестра записи о передаче цен-

ных бумаг на имя владельца. Для осуществления владельцами прав, закреп-

ленных ценными бумагами, держатель реестра имеет право требовать от но-

минального держателя ценных бумаг предоставления списка владельцев, но-

минальным держателем которых он является по состоянию на определенную

дату. Номинальный держатель ценных бумаг обязан составить требуемый спи-

сок и направить его держателю реестра в течение семи дней после получе-

ния требования. В случае если требуемый список необходим для составления

реестра, то номинальный держатель ценных бумаг не получает за составле-

ние этого списка вознаграждения. Номинальный держатель ценных бумаг не-

сет ответственность за отказ от предоставления указанных списков держа-

телю реестра перед своими клиентами, держателем реестра и эмитентом в

соответствии с законодательством Российской Федерации. Эмитент, поручив-

ший ведение системы ведения реестра регистратору, один раз в год может

требовать у последнего предоставления реестра за вознаграждение, не пре-

вышающее затраты на его составление, а регистратор обязан предоставить

реестр за это вознаграждение. В остальных случаях размер вознаграждения

определяется договором эмитента и регистратора. Держатель реестра имеет

право взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству рас-

поряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических и

физических лиц. Держатель реестра не вправе взимать со сторон по сделке

плату в виде процента от объема сделки.

Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствах, зафиксированных на дату составления в системе ведения реестра. Выписки из системы ведения реестра, оформленные при размещении ценных бумаг, выдаются владельцам бесплатно. Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.

В обязанности держателя реестра входит:

* открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистриро-

ванным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг

лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об ус-

тупке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при разме-

щении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца цен-

ных бумаг;

* вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и до-

полнения;

* производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных

держателей ценных бумаг только по их поручению;

* доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эми-

тентом;

* предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра вла-

дельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1 процен-

та голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании)

зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и но-

минальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;

* информировать зарегистрированных в системе ведения реестра вла-

дельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных

ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;

* строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при рас-

торжении договора с эмитентом. Форма распоряжения о передаче ценных бу-

маг и указываемые в нем сведения устанавливаются Федеральной комиссией

по рынку ценных бумаг. Держатель реестра не вправе предъявлять дополни-

тельные требования при внесении изменений в данные системы ведения ре-

естра помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном

настоящим Федеральным законом. В случае прекращения действия договора по

поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором пос-

ледний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом информа-

цию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систе-

му ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения

действия договора. Передача производится в день расторжения договора.

При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в средствах

массовой информации или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письмен-

но за свой счет. Все выписки, выданные держателем реестра после даты

прекращения действия договора с эмитентом, недействительны.

Держатель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основании:

* распоряжения владельца о передаче ценных бумаг или лица, действую-

щего от его имени или номинального держателя ценных бумаг, который заре-

гистрирован в системе ведения реестра в соответствии с правилами ведения

реестра, установленными законодательством Российской Федерации, а при

размещении эмиссионных ценных бумаг в соответствии с порядком, установ-

ленным настоящей статьей;

* иных документов, подтверждающих переход права собственности на цен-

ные бумаги в соответствии с гражданским законодательством Российской Фе-

дерации (см. главу 12). При документарной форме эмиссионных ценных бу-

маг, предусматривающей нахождение ценных бумаг у их владельцев, помимо

указанных документов представляется также сертификат ценной бумаги. При

этом имя (наименование) лица, указанного в сертификате в качестве вла-

дельца именной ценной бумаги, должно соответствовать имени (наименова-

нию) зарегистрированного лица, указанного в распоряжении о передаче цен-

ных бумаг.

Отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в отношении добросовестного приобретателя, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Деятельность по организации торговли

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

* правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

* правила допуска к торгам ценных бумаг;

* правила заключения и сверки сделок;

* правила регистрации сделок;

* порядок исполнения сделок;

* правила, ограничивающие манипулирование ценами;

* расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке

ценных бумаг;

* регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные пози-

ции;

* список ценных бумаг, допущенных к торгам. О каждой сделке, заклю-

ченной в соответствии с установленными организатором торговли правилами,

любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

* дата и время заключения сделки;

* наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

* государственный регистрационный номер ценных бумаг;

* цена одной ценной бумаги;

* количество ценных бумаг.

В целях защиты инвесторов и создания условий равной конкуренции запрещается совмещение некоторых видов деятельности. Согласно ст. 10 закона осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФКЦБ.

В числе основных функций, выполняемых ФКЦБ (см. также главу 10), большое значение имеет лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг введено ст. 39 Закона "О рынке ценных бумаг". Лицензированию подлежат все перечисленные выше виды профессиональной деятельности. Ее осуществляет ФКЦБ или другой орган на основании генеральной лицензии (лицензии на право лицензирования), выдаваемой ФКЦБ.

39. Под обращением ценных бумаг понимается переход права собственности от одного их держателя (владельца) к другому при заключении ими гражданско-правовых сделок. Заключение гражданско-правовых сделок может осуществляться на основании:

o рыночных условий - это заключение сделок купли-продажи, мены;

o гражданско-правовых норм - это дарение, наследование, внесение взноса в уставный капитал, переход права собственности по решению суда и в процессе приватизации.

Обращение ценных бумаг на российском рынке ценных бумаг регулируется сложной многоуровневой правовой базой: указами Президента РФ по развитию рынка ценных бумаг, Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЭ "О рынке ценных бумаг", от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", постановлениями Правительства РФ, приказами Финансовой службы по финансовым рынкам России (ФСФР), другими стандартами и правилами, установленными нормативными актами.

В связи с этим гражданско-правовые сделки с ценными бумагами могут совершаться как на рыночных условиях, так и на основе гражданско-правовых норм, определенных, например, ГК РФ, причем состав и характер сделок будут совершенно различны.

Существование рынка ценных бумаг обусловлено наличием соответствующего спроса и предложения, а поэтому сделка подразумевает взаимное согласие условий и цены как со стороны продавца-эмитента, так и со стороны покупателя-инвестора. На рынке обращение ценных бумаг может принимать форму сделки купли-продажи или обмена (мены).

Гражданско-правовые нормы четко определяют условия сделок, которые становятся законом и не могут согласовываться или оспариваться сторонами. Такие сделки предусматривают также переход права собственности на ценные бумаги при их дарении, наследовании и мены.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, потенциальные продавцы и покупатели обязаны придерживаться определенных правил и последовательности действий, установленных для обращения ценных бумаг. В общем виде последовательность действий, характерная для обращения ценных бумаг, представлена на рис. 11.

Листинг ценных бумаг - это включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список. Он необходим для допуска к биржевым торгам тех акций и иных ценных бумаг, которые прошли экспертную проверку. Только после листинга как продавец, так и покупатель могут давать торговые поручения посредникам на продажу или покупку ценных бумаг.

Рис. 11. Последовательность действий при заключении сделок в процессе обращения ценных бумаг

Листинг ценных бумаг обеспечивает раскрытие информации о деятельности эмитентов; о ценных бумагах и существенных корпоративных событиях; о создании равных возможностей для участников торговли и их клиентов при получении информации; об исключении из списка ценных бумаг, не соответствующих установленным требованиям; о предотвращении манипулирования ценами.

Участники торгов подают торговые поручения (приказы) и заявки на участие в торгах, что необходимо для согласования условий при заключении сделки. В ряде случаев может быть востребовано предварительное депонирование ценных бумаг.

Торговая система (инфраструктура биржи, ее соответствующие отделы) должна обеспечить необходимые условия для сверки параметров сделки участниками рынка с целью получения гарантии равенства объемов покупки и продажи, возможности подбора сделок, а также исключения технических ошибок, связанных с заключением сделок.

Факт заключения сделки еще не означает перехода прав собственности на ценные бумаги. Это происходит только после исполнения (завершения) сделки, которому предшествует клиринг (безналичные расчеты) и расчеты по сделкам.

Однако необходимо учесть, что обращение эмиссионных ценных бумаг до полной их оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска запрещается. При этом публичное обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг);

2) раскрытии эмитентом информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ст. 27.6 Закона "О рынке ценных бумаг").

Формы удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги, переход прав на ценные бумаги и реализации прав, закрепленных ценными бумагами (ст. 28 и 29 Закона "О рынке ценных бумаг"), представлены в табл. 2.

Таблица 2

Формы удостоверения нрав собственности и существовании ценной бумаги

Форма существования ценной бумаги Место нахождения Форма удостоверения права собственности
Документарная   Сертификат
Именная В депозитарии Запись на счете депо
У владельца Сертификат + запись на лицевом счете
Бездокументарная   Запись на лицевых счетах
Именная В системе ведения реестра Запись на лицевом счете
В депозитарии Запись на счете депо
Документарная на предъявителя У владельца Сертификат
В депозитарии Запись на счете депо

Место учета прав при фиксации перехода прав собственности может быть у владельца ценной бумаги, в депозитарии или в системе ведения реестра. Для внесения записи в реестр о переходе прав собственности на ценные бумаги необходимо:

o представить все установленные действующим законодательством документы, содержащие необходимую информацию;

o удостовериться в соответствии количества ценных бумаг, указанных в передаточном распоряжении, количеству по лицевому счету владельца;

o произвести сверку подписи лица, представившего передаточное распоряжение с имеющимся образцом подписи;

o проверить оплату услуг по перерегистрации права собственности;

o проверить отсутствие блокирования операций по лицевому счету лица, передающего ценные бумаги.

От первичного рынка ценных бумаг далее перейдем к рассмотрению роли вторичного рынка и порядка включения ценных бумаг в рыночный процесс на современном этапе его развития.

Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок без посредников, на котором совершаются операции по покупке или продаже ценных бумаг между лицами, не являющимися первоначальными кредиторами, и заемщиками. Он выполняет две функции:

1) сводит друг с другом продавцов и покупателей, обеспечивает ликвидность ценных бумаг;

2) способствует выравниванию спроса и предложения.

Вторичный рынок ценных бумаг является наиболее активной частью фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами, за исключением первичной эмиссии и первичного размещения.

Роль вторичного рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить:

o постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни;

o постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения ее рыночной эффективности;

o ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому курсу, создавая благоприятные условия для их размещения;

o возможность превращения ценной бумаги в денежную наличность;

o сбалансированность рынка ценных бумаг и их ликвидности, т.е. достижение незначительного разрыва между ценой продавца и ценой покупателя, небольших колебаний цен от сделки к сделке;

o привлечение большего числа участников продажи и перепродажи ценных бумаг.

Таким образом, цель вторичного рынка состоит в обеспечении реальных условий для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.

Задачи вторичного рынка состоят в том, чтобы:

o повышать финансовую активность хозяйствующих субъектов и физических лиц;

o развивать новые формы финансовой практики;

o совершенствовать нормативно-правовую базу;

o развивать инфраструктуру;

o обеспечивать соблюдение принятых правил и стандартов;

o перераспределять капиталы в наиболее эффективные производства и привлекать инвестиции для развития предприятий.

При этом следует иметь в виду, что сберегательные облигации, именные акции, проданные работникам конкретного предприятия, на вторичном рынке не обращаются. Они реализуются через механизм перерегистрации прав их владельцев в депозитариях, коммерческих банках или самих акционерных обществах.

Вторичный рынок включает в себя три вида рынков: биржевой (организованный), внебиржевой (организованный, неорганизованный или "уличный") и торговые системы.

Биржевой рынок предполагает наивысшие гарантии качества. Для того чтобы стать биржевым товаром, ценные бумаги проходят процедуру листинга (допуска).

Внебиржевой организованный рынок также имеет свои стандарты по допуску ценных бумаг к биржевым торгам, что приближает его к биржевому рынку.

Внебиржевой неорганизованный или "уличный", свободный или стихийный рынок не предполагает (не требует) прохождения ценными бумагами экспертизы качества.

Торговая система - это совокупность вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг. Организатор торговли на основании положений Закона "О рынке ценных бумаг" самостоятельно устанавливает правила торговли, порядок проведения торговых сессий, порядок заключения и исполнения сделок, составления отчетов и т.п.

Биржевая и внебиржевая торговля ценными бумагами, совершение различных операций с ними невозможны без котировки, т.е. особого способа формирования, учета и публикации биржевых цен. Под биржевой котировкой понимаются действия котировочной комиссии биржи, которые преследуют цели, обеспечивающие:

o допуск ценных бумаг на фондовую биржу для совершения с ними различных операций после соответствующей проверки и изучения финансового положения фирм, предлагающих эти фондовые ценности;

o определение величины курса ценных бумаг, а также регистрацию и публикацию курсов (цен) в биржевых бюллетенях.

Ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга, имеют повышенную надежность и доверие к ним инвесторов.

Таким образом, решение о внесении ценных бумаг в биржевой список принимают последовательно три инстанции: отдел листинга, комиссия по допуску ценных бумаг и биржевой совет. При положительном решении акционерное общество-эмитент и биржа заключают договор-соглашение о листинге. Отказ о допуске ценных бумаг к обращению на бирже возможен только в случае несоответствия представленных документов законодательству РФ и правилам листинга (делистинга).

После подписания соглашения о листинге эмитент обязан представлять бирже годовые и промежуточные отчеты, сведения о трансферт-агенте и регистраторе акций, о дивидендах и иных распределяемых доходах, а также иную информацию, предусмотренную соглашением.

Биржа, организуя торговлю и раскрытие информации об иных ценных бумагах, выпущенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, действует согласно принятому Положению "О требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг".

Прозрачность российского фондового рынка ценных бумаг зависит от информации, которая поступает от профессиональных посредников.

40. Валютный рынок (англ. Foreign exchange market, currency market) — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов [1][2].

На валютном рынке происходит согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей. Западные экономисты характеризуют валютный рынок с организационно-технической точки зрения как совокупную сеть современных средств связи, соединяющих национальные и иностранные банки и брокерские фирмы

Основные характеристики современных мировых валютных рынков[править | править вики-текст]

Современные мировые валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями[2].

1. Интернациональный характер валютных рынков на базе глобализации мирохозяйственных связей, широкого использования электронных средств связи для осуществления операций и расчётов.

2. Непрерывный, безостановочный характер совершения операций в течение суток попеременно во всех частях света.

3. Унифицированный характер валютных операций.

4. Использование операций на валютном рынке для целей защиты от валютных и кредитных рисков с помощью хеджирования.

5. Огромная доля спекулятивных и арбитражных операций, которые многократно превосходят валютные операции, связанные с коммерческими сделками. Число валютных спекулянтов резко возросло и включает не только банки и финансово-промышленные группы, ТНК, но и множество других участников, включаяфизических и юридических лиц.

6. Волатильность курсов валют, которая не всегда зависит от фундаментальных экономических факторов.

Современный валютный рынок выполняет следующие функции[2]:

1. Обеспечение своевременности международных расчётов.

2. Создание возможностей для защиты от валютных и кредитных рисков.

3. Обеспечение взаимосвязи мировых валютных, кредитных и финансовых рынков.

4. Создание возможностей для диверсификации валютных резервов государства, банков, предприятий.

5. Рыночное регулирование курсов валют на основе взаимодействия спроса и предложения валют.

6. Возможность реализации валютной политики как части государственной экономической политики. Возможность реализации согласованных действий разных государств с целью реализации целей макроэкономической политики в рамках межгосударственных соглашений.

7. Предоставление возможностей для участников валютного рынка получения спекулятивной прибыли за счет арбитражных операций.

Объём операций на валютном рынке, млрд. долларов США

По объёму операций валютный рынок значительно превосходит другие сегменты финансового рынка. Так, ежедневный объем операций в 1997 г. на рынке акций оценивался в 100—150 млрд. долларов, на рынке облигаций — 500—700 млрд долл., а на валютном рынке — 1,4 трлн долл. (против 205 млрд долл. в 1986 г.). В настоящее время объём валютных операций составляет около 4-х триллионов долларов в день[3].

41. Основными видами операций, совершаемых на валютном рынке являются операции, связанные с куплей-продажей валют, имеющимися на рынке в данный момент времени.

Валютный рынок есть разновидность товарного рынка, на котором предметом, или товаром, является иностранная валюта, а потому на нем совершаются те же рыночные операции, которые присущи любому товарному рынку. К основным операциям валютного рынка относятся:

• товарные операции - это операции, которые преследуют цель покупки или продажи валюты других стран;

• спекулятивные операции, т. е. операции, имеющие своей целью извлечение спекулятивной прибыли, или положительной разницы в ценах (сначала купить дешево, а потом продать дорого);

• хеджевые операциями называются операции, имеющие цель установить и закрепить цену покупки (продажи) валюты на определенном уровне;

• арбитражные операции, т. е. спекулятивные операции, позволяющие получить прибыль без риска понесения убытка.

42.
_ 4. Государственное регулирование на валютном рынке

Государственное регулирование на валютном рынке проявляется в контроле со стороны государства за его функционированием с использованием традиционных методов денежно-кредитного регулирования: валютных ограничений и валютного контроля.

Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия.

Валютные ограничения - это также одно из характерных проявлений валютной политики государства. Валютные ограничения выражаются в ограничении ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей, в регулировании платежного баланса и курса валюты, в обязательной продаже части валютной выручки, в ограничениях, связанных с добычей и промышленной обработкой драгоценных металлов и драгоценных камней, в ограничениях по совершению ряда операций с валютой и валютными ценностями резидентами и нерезидентами, в ограничениях, касающихся ввоза и вывоза товаров в национальное государство и из государства, продаже товаров за иностранную валюту на территории государства и других мероприятиях государства по защите своих валютно-финансовых интересов.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Согласно Закону о валютном регулировании основными направлениями валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Контроль проводится путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов, соблюдения ими правовых актов в области валютного регулирования и контроля. В процессе контроля определяется соответствие валютных операций действующему законодательству, выявляется наличие необходимых лицензий, разрешений и т.д.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.

Полномочия Правительства РФ в области валютного контроля осуществляет Министерство финансов РФ в лице его территориальных органов валютного контроля*(610)

Органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ст.11 Закона о валютном регулировании). К органам валютного контроля относятся, в частности, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ. В правовых актах России определены цели, задачи и функции органов валютного контроля. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции экспортного контроля, участвует в осуществлении контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов; Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Органы валютного контроля обладают более широкими полномочиями, чем агенты. Они могут издавать в пределах своей компетенции правовые акты, определять порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям, привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, отзывать выданные лицензии и разрешения, обращаться в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица, если оно систематически нарушает валютное законодательство, и т.д.

Вместе с тем в судебной практике бывает затруднительно четко разграничить функции между органами валютного контроля. В связи с этим организация, нарушившая предписания валютного законодательства, подвергается наказанию одновременно со стороны двух органов валютного контроля. В одном из арбитражных дел заместитель Председателя ВАС РФ внес протест на постановление апелляционной и кассационной инстанций, которые, в отличие от арбитражного суда первой инстанции, полагали, что применение последовавших друг за другом штрафных санкций со стороны двух разных органов валютного контроля за нарушение валютного законодательства, выразившееся в незачислении валютной выручки от экспорта металлопродукции и в совершении операции, связанной с движением капитала, без разрешения Банка России, является правомерным. По мнению Президиума ВАС РФ, если один контролирующий орган (в рассматриваемом случае - Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю - ВЭК России) уже применила санкцию к юридическому лицу за нарушение валютного законодательства, повторное привлечение его к ответственности таможенным органом за совершение этого же правонарушения является неправомерным*(611).

В другом случае ВЭК России взыскала штраф с коммерческого банка за нарушение порядка учета валютно-обменных операций. Арбитражный суд кассационной инстанции нашел решение ВЭК России превышением полномочий. По мнению суда, право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций в соответствии с п.2 ст.14 Закона о валютном регулировании принадлежит Банку России*(612).

Все юридические лица должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки, получаемой ими от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Продажа осуществляется через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют к рублю (по курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) на день (момент) продажи.

Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании). Такой порядок был установлен Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в котором определено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ и услуг) юридических лиц независимо от форм собственности и места регистрации, включая юридические лица с иностранными инвестициями, подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ. Порядок обязательной продажи Банк России установил в Инструкции от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"*(613), которая с последующими изменениями и дополнениями действует и применяется по настоящее время.

Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки как на межбанковских валютных биржах, так и вне бирж. Однако Банк России определил, что реализация экспортной валютной выручки в долларах США, подлежащей обязательной продаже в соответствии с действующим законодательством, должна осуществляться по поручению резидента (юридического или физического лица) через уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах, на внебиржевом межбанковском валютном рынке, Банку России либо непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку*(614).

Обязательная продажа производится юридическими лицами от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, в том числе в качестве авансов или предварительной оплаты. Продаже подлежит экспортная выручка в свободно конвертируемых, клиринговых и замкнутых национальных валютах, включая евро - свободно конвертируемую валюту стран - участниц европейского Экономического валютного союза. Валютная выручка резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки не позднее семи календарных дней со дня ее поступления (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании).

Уполномоченный банк зачисляет валютную выручку на транзитный валютный счет юридического лица и не позднее следующего рабочего дня извещает об этом юридическое лицо (по специальной форме, с приложением выписки по транзитному валютному счету), а юридическое лицо дает поручение банку на обязательную продажу и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. По получении от юридического лица указанного поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет. В течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный лицевой счет иностранной валюты уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах.

Если юридическое лицо не представит в течение 7 календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет поручения на обязательную продажу части валютной выручки, уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 50% всей валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет юридического лица, на своем отдельном лицевом счете и продает указанные средства на внутреннем валютном рынке в течение 3 рабочих дней.

Следует обратить внимание на то, что на практике нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, как правило, проявляется в самом факте незачисления резидентом валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке и не означает необходимость доказывания факта уклонения от обязательной продажи части валютной выручки государству.

Так, советско-японское предприятие обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Приморскому краю в части применения штрафа за незачисление иностранной валюты на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации. Истец считал, что Государственная налоговая инспекция неправомерно применила положения Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", п.8 которого предоставляет право органу валютного контроля подвергнуть предприятие штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Арбитражный суд Приморского края признал решение налоговой инспекции недействительным, при этом суд сослался на то, что суммы валютной выручки не были занижены (сокрыты) для целей налогообложения и обязательной продажи ее части государству, а были использованы предприятием на закупку оборудования и эксплуатационные расходы. Высший Арбитражный Суд РФ, рассмотревший дело в порядке надзора, решение Арбитражного суда Приморского края отменил. Суд отметил, что ответственность Указом Президента РФ предусмотрена за сам факт незачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке и не связана с уклонением от обязательной продажи части валютной выручки государству либо от уплаты налогов. Разрешения ЦБ РФ на использование валютной выручки до ее зачисления на счет в уполномоченном банке советско-японское предприятие не имело. Следовательно, зная о наличии существующего порядка зачисления валютной выручки, предприятие сознательно нарушило указанный порядок. При таких обстоятельствах налоговая инспекция обоснованно применила финансовую санкцию за незачисление валютной выручки*(615).

После обязательной продажи валютных средств с транзитных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению юридического лица на его текущий валютный счет. Эти средства могут использоваться на любые цели, предусмотренные российским законодательством.

Действующим законодательством предусмотрены исключения относительно обязательной продажи некоторых поступлений в иностранной валюте*(616).

Государственное регулирование в форме валютного ограничения выражается в запрещении, лимитировании и регламентаций операций резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями.

Согласно Закону о валютном регулировании текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Это означает, что для совершения текущих валютных операций резидентам не требуется получать специальных разрешений.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Банком России (например, операции, связанные с приобретением ценных бумаг и вложением в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и др.)*(617).

Наибольшее количество судебных споров связано с проблемой квалификации валютной операции в качестве текущей или операции, связанной с движением капитала. В литературе и в судебной практике по этому поводу встречаются различные суждения. Например, Р.Н. Любимова, обстоятельно проанализировавшая судебную практику по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в качестве критерия, позволяющего определить валютную операцию как капитальную, называет перемещение капитала за границу и обратно. Поэтому все остальные операции, названные в Законе о валютном регулировании в качестве операций, связанных с движением капитала, но по сути не содержащие факта перемещения капитала за пределы России, капитальными являются условно*(618). В некотором согласии с такой позицией можно считать выводы отдельных арбитражных судов. Так, основываясь на том, что деньги, выраженные в иностранной валюте, при расчете по экспорту между сторонами за рубеж не перечислялись, арбитражный суд квалифицировал валютные операции в качестве текущих*(619).

В другом случае суд посчитал, что для определения валютной операции в качестве текущей необходимо определить место оказания услуги по импорту и по экспорту. Если услуга, оказанная фирмой-нерезидентом, осуществлялась на территории России, она импортной не является и, следовательно, платежи в иностранной валюте при расчете за услугу относятся к текущим валютным операциям*(620).

Распространенным является взгляд на валютную операцию, основанный строго формально на положениях Закона. Так, в Постатейном комментарии к Закону о валютном регулировании отмечается, что отнесение валютной операции к капитальной и определение порядка ее совершения относится исключительно к компетенции Банка России*(621).

Полагаем, что было бы неправильно в целях квалификации действий по перечислению денежных средств в качестве валютной операции (текущей или капитальной) руководствоваться исключительно формальными правилами Закона. В российской правовой литературе справедливо обращается внимание на нечеткость указанных положений Закона, на неверные или весьма спорные заключения судов о квалификации отдельных операций в качестве валютных операций как таковых или в качестве валютных операций, связанных с движением капитала, если суды при этом формально подходили к понятию валютной операции*(622).

Особенность правового регулирования международных валютных отношений заключается в том, что в их основе лежит международная валютная система как объект экономической науки*(623). По этой причине при квалификации действий в качестве валютных операций следует исходить прежде всего из осознания валютной операции как финансово-экономической категории.

Валютная операция представляет собой деятельность финансово-кредитных организаций, предприятий, физических лиц по купле-продаже, расчетам, предоставлению кредитов в иностранной валюте. Осуществление валютных операций формирует движение международных валютных потоков, которые отражаются в платежном балансе страны. Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных операциях той или иной страны с нерезидентами за определенный период. В интересах национальной экономики платежный баланс должен находиться в равновесии. В противном случае изменения в его структуре (в сторону превышения поступлений над платежами или превышения платежей над поступлениями) наносят ущерб состоянию национальной экономики. Если валютная операция при движении валютных потоков может быть сопряжена с нарушением платежного баланса страны, она может быть отнесена к операции, связанной с движением капитала*(624).

Лица, нарушившие порядок совершения валютных операций, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, КоАП РФ (ст.15.25) предписывает, что осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лиценз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: