Следующим критерием структурирования банковского рынка являются группы потребителей банковских услуг (фактических и потенциальных банковских клиентов).
В основе сегментации банковского рынка по группам клиентов могут лежать самые разнообразные признаки: правовые, экономические, географические, демографические, поведенческие и др.
Сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов предполагает выделение рынков банковских услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц). В американской практике эти два рынка получили название соответственно оптового и розничного банковского рынков.
Эта классификация, в свою очередь, может быть детализирована. Например, многие западноевропейские кредитные институты выделяют такие группы клиентов:
§ население (домохозяйства);
§ предприятия;
§ общественные организации;
§ финансовые институты.
Расчленение этих рынков на более мелкие сегменты в значительной степени зависит от конкретных целей, преследуемых банковским учреждением.
|
|
В частности, плодотворной может быть сегментация рынка частных клиентов по демографическому (возрастному) признаку:
§ молодежь (16-22 года);
§ молодые люди, недавно образовавшие семью (25-30 лет);
§ семьи «со стажем» (25-45 лет);
§ лица «зрелого возраста» (40-55 лет);
§ лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет).
В таблице приводятся характерные черты каждой из этих групп, влияющие на спрос их представителей на банковские услуги.