Индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) — единство объективных требований к деятельности педагога и его индивидуальных свойств различных уровней; система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения профессиональных задач.
Основные стили педагогической деятельности учителей:
- учитель-коммуникатор — стимулирование и мотивация учащихся к саморазвитию в процессе общения;
- просветитель-интеллигент — обладание педагогом широким кругом интересов и умений в различных областях науки, культуры искусства и т.д, что способствует развитию учащихся;
- организатор-воспитатель — организация различных видов деятельности школьников в сфере свободного времени и взаимодействия с другими социальными институтами по вопросам воспитания учащихся;
- предметник-тренер — сосредоточенность учителя на формировании у учащихся системы научных знаний и выработку умений в рамках содержания преподаваемого предмета;
- учитель-фасилитатор — психолого-педагогическая поддержка учащихся в выборе профиля обучения.
Основные показатели сформированности ИСПД: уровень креативности, направленности учителя на активную созидательную и преобразующую деятельность, его технологическая подготовленность. На этой основе стили педагогической деятельности:
- репродуктивный стиль — характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической деятельности;
- репродуктивно-моделирующий стиль — педагог склонен к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности;
- креативный стиль — большая целенаправленность, устойчивость путей и способов профессиональной деятельность, высокий уровень сформированности умений решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи;
- рациональный стиль — индивидуально-своеобразные и устойчиво предпочитаемые способы учебной деятельности, позволяющие ученику осуществлять эту деятельность на основе сильных сторон своей личности;
- нерациональный стиль — учитель не создает целенаправленно условия для становления у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности.
Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) – индивидуально освоенные учеником способы выполнения деятельности, содействующие максимальному саморазвитию и самореализации его личности.
Структура ИСУД: направленность личности, степень сознательного владения учащимся своими психическими процессами, степень сознательного владения учеником техническими приемами учебной деятельности.