Сущность и стили педагогического общения

Общение — одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей. Общение является сущностью педагогического процесса. Структура общения: коммуникативная сторона общения — обмен информацией между субъектами общения; интерактивная сторона общения — обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия; перцептивная сторона общения — восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга.

Педагогическое общение — целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними.

Функции педагогического общения: восприятие и понимание личности ученика педагогом; информационная функция; функция организации деятельности; нормативная функция; Регулятивная функция; функция обмена социальными ролями; сопереживание; самоутверждение. Педагогическое общение: вербальное и невербальное.

Социально-психологические эффекты педагогического общения: по Сергееву - эффект имиджа, эффект первых фраз, эффект релаксации, эффект рассеяния; по Смирнову - эффект ореола, эффект первого впечатления, эффект новизны, эффект первичности, эффект стереотипизации.

Стиль педагогического общения — индивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной деятельностью (сотрудничество педагога и учащихся); общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция (дистанция в отношениях учителя и учащихся); общение-устрашение; общение-заигрывание; общение-превосходство.

Стили педагогического руководства: авторитарный, либеральный, демократический, динамический (вариативный).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: