Конфликт — ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека.
Педагогический конфликт — взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликт вызывается инцидентом (происшествие).
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации: ситуации деятельности; ситуации поведения; ситуации отношений.
Этапы развития конфликта: 1. возникновение объективных противоречий; 2. осознание конфликтной ситуации; 3. переход к конфликтным действиям; 4. разрешение конфликта.
«Конфликтное поведение» - целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом.
Стили поведения в конфликтных ситуациях: конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Критерии успешного разрешения конфликтных ситуаций:
- учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;
- при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;
- необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;
- осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;
- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;
- различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживания ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
- присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на обсуждение коллектива;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.