Объем валовой продукции при этих показателях составляет

Планирование – важнейшая функция управления производством

1.2. Принципы планирования

1.3. Типы внутрифирменного планирования

1.4. Этапы планирования

1.5. Система планов предприятия

1.7. Методы планирования

Планирование – важнейшая функция управления производством

Любой процесс управления производством независимо от его объема, назначения и формы собственности представляет собой единство пяти функций управления: организация, планирование, мотивация, координация, контроль.

Планирование – важнейшая функция управления, на которой:

Ø определяются цели деятельности;

Ø устанавливаются необходимые средства для достижения этих целей;

Ø определяются методы (пути) реализации этих целей.

Выделяют два подхода к планированию:

Ø управленческий;

Ø общеэкономический.

Общеэкономическое понимание планирования вытекает из его сущности - умения предвидеть цели организации. Управленческое понимание планирования связано с принятием оперативных решений, вытекающих из повседневных задач, реализующих цели управления, т.е.

Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.

План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

1.2. Принципы планирования

А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты хорошей программы действия»:

Ø единство;

Ø непрерывность;

Ø гибкость;

Ø точность.

Позднее, современный ученый-экономист Р.Акофф назвал еще один принцип – участие.

Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

Ø изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

Ø не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.

1.3. Типы внутрифирменного планирования

Тип планирования определяется следующими признаками:

Ø степенью неопределенности планирования;

Ø временной ориентации целей;

Ø горизонтом планирования.

При полной предсказуемости внешней и внутренней среды тип планирования относится к детерминированному. Планирование в условиях полной неопределенности результатов относят к вероятностному (стохастическому) типу.

Временная ориентация целей планирования определяет четыре типа планирования:

Ø реактивное;

Ø инактивное;

Ø преактивное;

Ø интерактивное.

Реактивное планирование – планирование, нацеленное на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.

Инактивное планирование - полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям.

Преактивное (предупреждающее) планирование – это полный противовес инактивному планированию. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.

Интерактивное планирование в зарубежной практике принято называть идеальным. Оно предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя.

Горизонт планирования определяет временную направленность, продолжительность реализации целей планирования. Это долго-, средне-, краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени. Среднесрочное планирование охватывает период от трех до пяти лет. Краткосрочный план охватывает короткий промежуток времени, до одного года. Это конкретные планы (документы), которые доводятся до всех внутризаводских подразделений (см. табл. 1)

Таблица 1

Типы планирования

Признаки, определяющие тип планирования Характеристика типа планирования Примечание
Степень неопределенности планирования Детерминированная система Вероятностная система Среда полностью предсказуема Среда может меняться под влиянием каких-либо факторов
Временная ориентация идей планирования Реактивное планирование Инактивное планирование Преактивное планирование Интерактивное планирование Ориентация на прошлое Ориентация на настоящее Ориентация на будущее Идеальное
Горизонт планирования Долгосрочное Среднесрочное Краткосрочное До 10 – 15 лет 5 – 5 лет до одного года

1.4. Этапы планирования

Из принципов планирования вытекает, что это непрерывный процесс, предполагающий внесение коррективов в планы при появлении изменений во внутренней и внешней среде. Процесс планирования представлен в табл. 2.

Таблица 2

Процесс планирования

Этап планирования Содержание этапа планирования
Прогнозирование Время, как далеко вперед мы пытаемся заглянуть. Направление, тенденции будущего и величина предполагаемых перемен.
Стратегический анализ Анализ внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия на момент разработки плана.
Выбор варианта развития, формулировка целей и сроков их достижения Стратегическое планирование. Разработка плана развития предприятия на долгосрочную перспективу.
Выработка программы действий Среднесрочное и краткосрочное планирование.
Формирование бюджета Определение необходимых финансовых ресурсов и путей их обеспечения.

Взаимосвязь этапов планирования и их непрерывность представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь этапов планирования и их непрерывность

1.5. Система планов предприятия

Результатом процесса планирования является система планов. Поскольку план – это документ, то на каждом этапе планирования составляется документ, соответствующий поставленным целям.

В связи с этим в практике планирования различают:

Ø проекты;

Ø стратегические планы;

Ø долгосрочные планы;

Ø среднесрочные планы;

Ø годовые планы;

Ø оперативные планы.

В переводе с греческого слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо. Прогноз – это предположение о возможном состоянии объекта в будущем. В связи с этим на стадии прогнозирования может решаться вопрос даже об изменении миссии предприятия. На этом этапе составляются научно-технические и экономические прогнозы на основе опроса специалистов, исследования и научных разработок в области развития техники и технологии. На стадии прогнозирования составляются проекты, которые в общепринятом понимании не входят в систему планов, но являются основой для последующего стратегического планирования.

Стратегические планы определяются политикой предприятия, вытекающей из результатов стратегического анализа. Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения.

Выявление главных целей устанавливается в результате изучения внешнего окружения, возможностей производственного потенциала предприятия. На этапе стратегического планирования уточняется правильность товарной стратегии, устанавливаются ее возможные альтернативы, соответствие внутрипроизводственных мощностей рыночным потребностям, необходимые инвестиции. На этом этапе обосновывается наиболее оптимальная программа развития. Как показывает опыт, как на зарубежных, так и на отечественных предприятиях данные о ранжировании основных целей деятельности фирмы свидетельствуют о приоритетности показателя прибыльности.

На основе выбора стратегического варианта развития предприятия составляются конкретные планы – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные. Совокупность этих планов, реализующих стратегию развития предприятия, называется тактическим планированием.

До настоящего времени в экономической литературе понятия «долгосрочное планирование» и «стратегическое планирование» рассматривались как идентичные. Долгосрочные планы имеют целью установление количественных характеристик на долгосрочную перспективу. Они носят характер документов и основаны, как правило, на экстраполятивном подходе, т.е. за точку отсчета принимается база. Так, ранее в долгосрочных планах, устанавливаемых до 20-ти лет, ставились задачи:

Ø довести объем производства до …..;

Ø увеличить производительность труда в ….. раз;

Ø увеличить фондоотдачу до …..;

Ø увеличить коэффициент сменности до 1,6 и т.д.

Долгосрочные планы устанавливаются на основе трех методов:

1. Метод экстраполяции трендов, т.е. перенос в будущее сложившихся тенденций развития предприятия. Целесообразен только в условиях детерминированной системы, предсказуемости факторов, оказывающих влияние на систему планируемых показателей деятельности. Используется, как правило, на сравнительно короткие периоды времени (не более 10-ти лет).

2. Метод экспертных оценок предполагает получение необходимых данных на основе опроса специалистов, научных и практических работников, имеющих опыт в исследовании конкретного вопроса. При привлечении к опросу большого количества специалистов данный метод называется «методом комиссий». На основании экспертного опроса строится модель прогнозируемого объекта и определяется система планируемых показателей на перспективу.

3. Эконометрическое моделирование основано на построении математической модели, отражающей влияние отдельных факторов на прогнозируемые показатели.

Таким образом, система планов предприятия может быть представлена рисунке 2.

Рисунок 2 – Система планов предприятия

Краткосрочные планы, как правило, устанавливаются на один год. Ранее они разрабатывались по единой государственной системе на основе унифицированной методики Госплана СССР (техпромфинпланы предприятий). Оперативные планы разрабатываются на более короткие отрезки времени и доводятся внутризаводским подразделениям ежемесячно. Внутри цехов в оперативном планировании действует система календарно-плановых нормативов.

1.6. Методы планирования

Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. К ним относятся: нормативный, балансовый, программно-целевой, математический.

Нормативный метод основан на использовании плановой системы норм и нормативов по важнейшим направлениям функциональной деятельности предприятия.

Как отмечается в отечественном энциклопедическом словаре термин «норма» в переводе с латинского означает установленную меру, среднюю величину чего-нибудь. А норматив – это расчетная величина. В практике планирования и специальной экономической литературе нередко эти понятия путаются. Однако с учетом приведенного толкования в отечественной энциклопедии под нормой следует понимать абсолютно значение планируемого показателя (например, нормы расхода сырья, энергии, топлива, трудозатрат на единицу продукции и т.д.), а под нормативом – соотношение каких-либо показателей (например, выработка на одного работающего, фондоотдача, рентабельность и т.д.). Нормы и нормативы могут устанавливаться как на длительную перспективу, так и в краткосрочном планировании.

Балансовые методы используются для увязки внутризаводской потребности в комплектующих изделиях, полуфабрикатах собственного изготовления, литье, поковках и штамповках с их обеспечением собственным производством и по кооперации.

Принципиальная схема баланса (как в натуральном, так и денежном измерении) представлена в табл. 3

Таблица 3

Принципиальная схема баланса

Источники ресурсов Распределение ресурсов
1. Остаток на начало периода 1. Текущее потребление
2. Внешние поступления 2. Реализация на сторону
3. Внутренние резервы 3. Остаток на конец периода
ИТОГО ИТОГО
БАЛАНС БАЛАНС

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ при реализации конкретной производственной задачи, вызванной необходимостью комплексного участия в ее решении работников различных функциональных подразделений предприятия.

Математические методы позволяют использовать экономико-математические модели (особенно при долгосрочном планировании) и вычислительную технику при научном обосновании планов и их оптимизации.

Все перечисленные методы при разработке планов используются в их взаимоувязке и взаимодополнении или независимо друг от друга при решении различных производственных задач.

Тема 2: Организация плановой работы на предприятии

2.1. Реализация принципов планирования при разработке плана предприятия

2.2. Факторы, определяющие форму организации плановой работы

2.3. Организационная структура планово-экономической службы предприятия

2. 1. Реализация принципов планирования при разработке плана предприятия

Реализация принципа единства предполагает на практике необходимые разработки сводного плана (с учетом горизонта планирования) при участии как собственных экономических служб предприятия (финансовый отдел, отдел по труду, планово-экономический отдел), так и других служб завода управления, цехов основного и вспомогательного производства, обслуживающих хозяйств.

Взаимодействие всех подразделений необходимо как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании.

При стратегическом планировании возникает необходимость правильной и своевременной оценки последствий происходящего, переменного учета возможных рисков.

При краткосрочном планировании все подразделения предприятия должны руководствоваться едиными целями предприятия и обеспечивать возможность оперативного контроля за выполнением принятых решений.

Реализация принципа точности при разработке плана зависит от позиций предприятия на рынке(табл. 2.1).

Таблица 2.1. – Зависимость принципа точности от позиций предприятия на рынке

Позиция предприятия на рынке Особенности производства Размер предприя-тия Адапти-вность Преимущества в конкуренции Относительная доля расхода на НИОКР
1. Лидер действует в сфере массового производства Массовое, крупносерийное Крупное низкая Высокое производство, низкие удельные затраты Высокая
2. Лидер действует в сфере специального производства товара серийное Крупное, средное низкая Выгода от деференцированного товара Средняя
3.Последователь Универсальное мелкое высокая гибкость Низкое, малое отсутствует
4.Первопроходец Экперемен-тальное Среднее, мелкое высокая Высокая интенсивность Преоблада-ющая

Приведенные особенности предполагают необходимость обоснования функций различных подразделений на предприятии и обоснования механизма принятия плановых решений, привязки плана к конкретным срокам и организации разработки плана, как в разрезе организации, так и по производственной структуре (как по вертикали, так и по горизонтальным связям управления).

2.2 Факторы, определяющие форму организации плановой работы

Под формой организации плановой работы понимается характер организации вертикальных связей, обеспечивающий разработку плана в соответствии с целями и задачами на предприятии.

К факторам, определяющим эту форму организации относятся:

1. Организационная структура предприятия и тип производства.

2. Схема организационных работ по составляющим плана.

3. Методы планирования.

В соответствии с теорией менеджмента структура управления предприятием может строиться по принципам как линейной, так и функциональной подчиненности. Чем глубже разделение труда на предприятии и, следовательно, видов деятельности и подразделений, тем больше уровней иерархии.

На практике используются линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная структуры управления. Поскольку от вида организационной структуры зависит скорость адаптации к изменению внешних условий среды, то основой эффективности функционирования предприятия является скорость и точность доведения до каждого подразделения содержания задач и путей их реализации.

Зарубежный опыт планирования подтверждает зависимость между организационной структурой предприятия и организацией планирования.

Фрагментарно эта зависимость приводиться в таблице 2.2.

Таблица 2

Особенности организации внутрифирменного планирования с учетом

специализации производства и организационной структуры фирмы

Тип организа-ционной структуры Тип произ-водства Размер предпри-ятия Степень диверси-фикации Степень опреде-ляющая, плани-рование Степень децентрали-зации пла-нирования Типичное расписание функций между организациями планирования
Центра-льный Периферийный
1.Функци-ональная Массовое Мелкий, средний Слабая Высокая Жесткая центра­лизация планирования Все виды планирова­ния Тактическое, оперативное планирова­ние
2.Дивизио-нальная Серийное Круп­ный, сред­ний средняя Сред­няя В зависи­мости от разно­видности произ­водства Стратеги­ческое, тактическое планирование Участие в тактическом планирова­нии и все виды оператив­ного планирова­ния
З.Матрич-ное единичное Сред­ний Сильная Низкая Децентрали-зо­ванное планиро­вание Стратеги­ческое пла-нирова­ние Все виды планирова­ния

Другим фактором, определяющим плановую работу на предприятии, является схема организационных работ по составлению плана. Схема зависит от разновидности организационной структуры и уровня централизации планирования. Различают 3 вида схем планирования:

1. Сверху вниз

2. Снизу вверх

3. Встречное (круговое)

Планирование сверху вниз

 
 


Планирование снизу вверх

 
 


Круговое планирование

 
 


При каждой схеме планирования, имеет место различная степень детализации плана, что связано с уровнем определенной внешней среды. Акофф выделяет 3 подхода к планированию:

1. Ориентация на прошлое (снизу вверх). План формируется исходя из достигнутых пошлых результатов.

2. Ориентация на настоящее (сверху вниз). Цель организации- использовать подход выживания и стабильности.

3. Ориентация на будущее планирования основано на выборе стратегии, и ее реализации по всем внутреннем подразделениям (круговое).

2.3. Организационная структура планово - экономической службы предприятия

В условиях директивной экономики предприятиям в зависимости от объема производства присваивается определенная категория и в соответствии с ней утверждается управлением. По каждому подразделению утверждаются функции исполнителей в строгом соответствии с отраслевыми должностными инструкциями. В связи с этим практически на всех машиностроительных предприятиях существует планово-экономическая служба, которая включает в себя:

1.Плановый отдел

2.0тдел труда и заработной платы

3. Финансовый отдел

Переход к рынку внес существенные коррективы в структуру и функции планово-экономической службы предприятия. Как правило, на предприятиях вводиться должность вице -президента по экономике и финансам. В экономическую службу входят:

- отдел главного бухгалтера, финансовый отдел, планово-экономический отдел,

- отдел маркетинга.

Планово-экономическому отделу подчиняется:

- плановики в производственных цехах, бюро и группы по функциям плана, менеджеры по труду в производственных цехах.

Тема 3: Содержание и структура тактического плана предприятия

3.1.Назначение и порядок разработки тактического плана предприятия

3.2.Разделы и содержание сводного плана предприятия

3.1. Назначение и порядок разработки тактического пиана предприятия

Тактическое планирование является средством реализации стратегического плана. Если основная цель стратегического планирования - обоснование и выбор перспективных направлений деятельности фирмы, то тактическое планирования в силу более коротких отрезков времени планируемого периода (1-2 года) основано на объективной и полной информации и призвана устанавливать систему конкретных показателей деятельности предприятия и осуществлять разработку плановых заданий во внутрипроизводственных подразделениях.

В условиях жесткой централизации планирования предприятия разрабатывали 5-летние и годовые техпромфинпланы по унифицированным разделам и формам (12 разделов, 56 форм).

Техпромфинплан представлял собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива, направленную на выполнение перспективных планов экономического и социального развития.

Опыт их применения позволил сделать вывод, что разработки советских ученых экономистов в области методологии и методики планирования успешно использовались в практике как отечественных, так и зарубежных предприятий.

Работа предприятий в условиях свободного предпринимательства в корне меняет содержание тактического плана. Техническая работа по детализации технических заданий преобразовывается в интенсивный поиск потребности рынка на основе маркетинговых исследований, научно обоснованную товарную стратегию и связанную с ней политику ценообразования, максимального использования экономического потенциала.

Изменяется не только содержание плана, но и механизм его разработки и реализации. Планирование становиться реальной функцией управления, поскольку является важнейшим элементом управления затратами, управления запасами, финансами, основными фондами, оборотными средствами, кадрами.

Новый характер приобретает важнейшей раздел плана нормы и нормативы. На протяжении многих лет предприятия "выбивали" в вышестоящих организациях нормы расходов, материальных затрат, нормативов заработной платы на единицу продукции, фондообразующих нормативов.

В новых условиях нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием и становятся более обоснованными и объективными. Изменились и цели планирования. Если ранее главной целью являлось выполнение плана по объему производства любой ценой, то основной целью тактического плана в условиях рынка является достижение финансовой устойчивости предприятия.

Поскольку процесс планирования на предприятии является непрерывным, разработка тактического плана основывается на систематизации и уточнении проектных и действующих норм и нормативов, проведении непрерывных маркетинговых исследований рынка, выработке стратегии ценообразования.

Однако можно выделить 3 основных этапа разработки сводного плана.

Первый этап - предплановый. Он включает в себя:

- анализ внешней и внутренней среды;

- изучение текущих технико-экономических и финансовых показателей предприятия;

- состояние оборудования и причин его простоя;

- использование рабочей силы;

- наличие производственных запасов;

- наличие остатков нереализованной продукции. Вся предплановая информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю и подготавливается к середине года, который предшествует планируемому периоду.

Второй этап (сентябрь-октябрь текущего года) - разработка проекта плана, в ходе которой уточняются материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные потребности и возможности их покрытия, то есть на этом этапе уточняется количественная характеристика экономического потенциала как совокупности материальных, трудовых и финансовых ресурсов имеющихся в распоряжении предприятия.

Как показывает теория и практика зарубежного планирования, принципиально новым условием обеспечения конкурентоспособности предприятия является изучение способности сотрудников и менеджеров к эффективному использованию экономического потенциала.

На практике на этом этапе разработки проекта плана уточняются объемы и качество ресурсов, образовательный и квалифицированный уровень сотрудников, возможности обновления производства, финансовые потребности.

Третий этап (ноябрь-декабрь текущего периода) - утверждение окончательного варианта плана и его доведение до конкретных исполнителей. На этом этапе составляется сводный план предприятия, устанавливаются сроки выполнения отдельных подразделений по его разделам.

3.2. Разделы и содержание сводного плана предприятия

Сводный тактический план предприятия включает в себя конкретные мероприятия по функциональным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Зарубежный опыт планирования свидетельствует, что состав, содержание и формы плановых документов в различных корпорациях отличаются друг от друга.

Примерный перечень функциональных планов на американских фирмах включает организационный план, планы ассортимента выпускаемой продукции, капитального строительства, эксплуатации оборудования, материально- технического снабжения и производственных запасов, сбыта продукции, рабочей силы.

Отечественный опыт разработки техпромфинплана позволяет сделать выводы, что его 12 разделов полностью охватывали функции производственной и хозяйственной деятельности. Однако в рыночных условиях часть разделов устарела (например фонды экономического стимулирования), а часть разделов приобрела принципиально новое содержание (нормы и нормативы, показатели экономической эффективности). Некоторые формы техпромфинплана носили сугубо формальный характер, поскольку учетная документация не обеспечивала возможность анализа их выполнения (например, баланс использования производственной мощности предприятия, технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства, капитальный ремонт и модернизация основных фондов).

Отличительной особенностью сводных планов зарубежных предприятий является организационный план включающий организационные структуры фирмы, число сотрудников в различных звеньях аппарата управления, их должности и круг обязанностей. Обращает на себя внимание наличие таких непривычных для наших предприятий разделов, как самостоятельные формы по сбыту продукции и эксплуатации оборудования.

С учетом накопленного отечественного опыта и изучения содержания разделов сводного плана зарубежных фирм тактический план предприятия должен включать разделы, представленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Примерное содержание сводного тактического плана предприятия

Наименование раздела плана Содержание раздела
Производство продукции - полный ассортимент выпускаемой продукции в натуральном измерении; - объем товарной продукции; - цены на реализацию продукции.
План по сбыту продукции - распределение объема производства по потребителям.
План использования оборудования - расчет производственной мощности по производству подразделений и предприятию; - мероприятия по ликвидации производственных диспропорций.
Планирование технического развития предприятия - ввод и выбытие оборудования; - совершенствование действующих и освоение новых технологиий; - ликвидация и автоматизация производственных процессов.
План освоения новой продукции - мероприятия по освоению новых изделий с указанием ответственных подразделений, сроков и затрат.
План организационного развития - мероприятия по совершенствованию организации и производственной структуры предприятия; - организация производства и труда.
Планирование ремонта основных фондов - график ремонта по видам ремонтных работ в разрезе производственных подразделений; - затраты на ремонтное и техническое обслуживание оборудования.
План по труду и фонд заработной платы - расчет полной трудоемкости продукции, трудоемкости производственной программы, численности работающих по всем подразделениям включая аппарат управления по категориям персонала; - планирование роста производительности труда; - расчет планового фонда заработной платы.
План социального развития коллектива - формы и методы мотивации труда; - мероприятия по социальному развитию; - улучшение условий труда и быта.
Планирование материально-технического обеспечения производства - расчет потребности в сырье, комплектующих изделиях в натуральном и стоимостном измерении; - составление баланса по видам материальных ресурсов с возможностью их обеспечения.
Планирование издержек производства - расчет сметы затрат по элементам и статьям калькуляции; - плановые калькуляции по видам выпускаемой продукции.
Финансовый план - расчет прибыли предприятия и направления ее использования; - составление планового баланса доходов и расходов; - расчет финансовых показателей деятельности предприятия.
План инвестиций - мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному строительству; - обоснование потребности в инвестициях и источников их покрытия; - приложение плана инвестиций, бизнес-плана.
Показатели эффективности производства - таблица показателей использования экономического потенциала.

Тема 4: Планирование объема производства продукции

4.1 Назначение и содержание плана производства продукции

4.2 Планирование объема производства продукции в натуральном измерении

4.3 Стоимостные измерители производственной программы предприятия

4.1 Назначение и содержание плана производства продукции

Тактический план производства призван реализовывать товарную стратегию предприятия на длительную перспективу. Он определяется миссией фирмы и основан на проведении маркетинговых исследований, ориентированных на изучение потенциальных потребностей рынка и поиск рыночной ниши в плановый период.

План производства является основным разделом сводного плана предприятия. Он включает в себя:

Ø объем производства продукции в натуральном измерении;

Ø объем производства продукции в стоимостном измерении;

Ø распределение плана по объему производства продукции в разрезе производственных подразделений предприятия;

Содержание плана производства зависит от особенностей машиностроительного предприятия. К ним относятся:

Ø характер производства (серийное, массовое, единичное);

Ø степень определенности планирования, зависящая от предсказуемости потребностей рынка;

Ø удельный вес новой продукции, влияющий на величину плановых резервов всего производственного потенциала предприятия;

Ø степень обеспеченности рыночных потребностей имеющимися производственными мощностями.

Перечисленные особенности влияют на номенклатуру и объем выпускаемой продукции и определяют содержание практически всех разделов сводного тактического плана предприятия: по труду, себестоимости, финансам, материально-техническому обеспечению и т.д.

Координацию и завершение разработки плана по производству продукции осуществляет планово-экономический отдел предприятия, поскольку участие в его составлении принимают практически все подразделения заводоуправления, основного и вспомогательного производства. Так, отдел главного технолога устанавливает производственные возможности и межцеховые пропорции производственных мощностей; отдел главного конструктора (совместно с отделом главного технолога) участвует в разработке плана по освоению новых изделий; отдел капитального строительства разрабатывает план освоения новых мощностей и их ввода в эксплуатацию; отдел главного механика определяет план капитального ремонта оборудования (и, следовательно, простой оборудования в ремонте, влияющий на объем производства) и план ввода нового оборудования в эксплуатацию, вспомогательные цеха (ремонтный, экспериментальный и др.) представляют данные о производстве продукции и услуг, подлежащих включению в объем производства.

4.2 Планирование объема производства продукции в натуральном измерении

Формирование товарного ассортимента представляет собой динамический набор номенклатурных позиций, пользующихся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающих выживаемость предприятия в длительной перспективе. Это определение соответствует задачам как стратегического, так и тактического планирования объемов производства в натуральном измерении.

Этапы формирования портфеля законов при тактическом планировании включают:

1) Формирование базового товарного ассортимента;

2) Определение рейтинга продукции, включенной в базовый ассортимент;

3) Формирование и отбор номенклатурных позиций, включенных в план производства.

Базовый товарный ассортимент формируется отделом маркетинга в период разработки проекта плана предприятия и представляется в планово-экономическом отделе предприятия для согласования номенклатурных позиций с технологическими службами предприятия.

При разработке проекта плана важное значение имеет выбор единицы измерения изготовляемой продукции в натуральном выражении. Наиболее распространенными единицами натурального измерения являются штуки, метры, тонны.

Наряду с натуральными физическими единицами применяются условно-натуральные показатели. Так, количество изготовленных двигателей исчисляется не только в штуках, но и в лошадиных силах (или в кВт); объем продукции вагоностроительных заводов можно исчислять в условных двухосных вагонах, количество тракторов приводится к трактору мощностью 15 л/с; количество станков исчисляется в станках определенной сложности и т.д.

Использование условно- натуральных измерителей возможно только на производствах, выпускающих однородную продукцию, отличающуюся по размерам и сортам. Это позволяет укрупнить номенклатурные позиции, упростить и сократить сроки предплановой работы. Перевод в условно- натуральные измерители (А усл.) осуществляется по формуле:

где: ni - количество изделий 1-го вида в натуральном выражении;

ki - коэффициент перевода в условные единицы;

m - число видов изделий, приводимых к условному выражению;

В зависимости от потребительских свойств изделий коэффициенты перевода рассчитывают отношением приводимого изделия к базовому (по мощности - трактор, по числу осей - вагоны, по трудоемкости - нормочасы).

Отбор базового ассортимента должен осуществляться с учетом рейтинга продукции.

Рейтинг продукции означает место, занимаемое той или иной позицией базового ассортимента.

Ранжирование номенклатурных позиций зависит от конкретных условий, складывающихся на предприятии, так, при дефиците материальных ресурсов наиболее весомым может быть показатель материалоемкости, при необходимости экономии живого труда - трудоемкость.

В условиях недостатка производственных мощностей таким показателем может быть станкоемкость (фондоемкость) изделий.

Практика работы предприятия в условиях становления рыночных отношений показывает, что при отборе продукции для производства из большого количества номенклатурных позиций, включенных в базовый ассортимент, руководствуются показателями рентабельности продукции (отношение прибыли к себестоимости).

Рейтинг может устанавливаться как по физическим, так и условным единицам измерения. Основной задачей предприятия при рейтинговом отборе является обеспечение максимального совокупного дохода.

4.3 Стоимостные измерители производственной программы предприятия

Расчет объема производства в стоимостном измерении производится в следующих целях:

1) Определения основного финансового результата - прибыли;

2) Отражения пропорции в структуре общественного продукта;

3) Определения динамики темпов роста объемов производства;

4) Обеспечения сквозного учета объема производства внутри предприятия и определение единого измерителя всего созданного объема продукта;

5) Определения структуры производства;

6) Обеспечения условий для внедрения внутрихозяйственного расчета.

К стоимостным измерителям относятся:

1) товарная продукция в действующих оптовых ценах;

2) товарная продукция в сопоставимых ценах;

3) валовая продукция;

4) реализуемая продукция (объем продаж);

5) чистая продукция.

Товарная продукция в действующих ценах рассчитывается на предприятии в соответствии с временными указаниями по отражению в формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по статистики от 31 декабря 1996 года №153.

Промышленная товарная продукция представляет собой полезный результат промышленной производственной деятельности предприятия, определенной как совокупность выработанных готовых изделий (услуг) промышленного характера.

Объем продукции промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутри заводского оборота (готовые изделия или полуфабрикаты, используемые на собственные нужды предприятия).

Стоимость продукции вспомогательных и подсобных промышленных производств (ремонтных, тарных и т.д.), потребляемых на промышленно-производственные нужды предприятия, на балансе которых они состоят, рассматривается как внутризаводской оборот. Стоимость продукции этих производств (электроэнергия, теплоэнергия, пар, сжатый воздух, инструменты, реализованные на сторону или своему капитальному строительству и непромышленному хозяйству своего предприятия), включается в товарную продукцию на общих основаниях.

В объем товарной продукции включается стоимость:

1) готовых изделий, предназначенных к отправке на сторону своему капитальному строительству и непромышленному хозяйству своего предприятия;

2) научно-технической продукции научных организаций, входящей в состав продукции, выполненной в соответствии с договорами;

3) полуфабрикатов для реализации на сторону, стоимость работ, услуг промышленного характера, выполненных по заказу со стороны;

4) работ по подготовке силами предприятия к реализации отходов производства.

Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатами.

Товарная продукция в сопоставимых ценах используется в целях сопоставления объема производства в динамике и расчета на ее основе технико - экономических показателей (фондоотдачи, производительности труда). В этих целях объем продукции в натуральном измерении планового периода умножается на цены продукции периода, принимаемого за базу для сравнения.

Валовая продукция, кроме всех элементов, входящих в состав товарной продукции, отражает величину элементов остатков НЗП. Этот показатель используется на машиностроительных предприятиях, характеризуется высокой длительностью производственного цикла (более 2 месяцев).

Валовая продукция исчисляется 2 методами:

1) прямой метод

ВП=ТП+(НЗПк-НЗПн) (4.2)

где: НЗПк - объем незавершенного производства на конец планируемого периода;

НЗПн - объем незавершенного производства на начало планируемого периода.

2) метод внутризаводского оборота

НЗП = (А/Д) * Тц * Cn изд * Кнз, (4.3)

где: ВО - валовый оборот;

ВЗО - внутризаводской оборот

А - объем производства в натуральном измерении;

Тц - длительность производственного цикла;

Сп изд - полная себестоимость изделия;

Кнз - коэффициент нарастания затрат.

где: М изд -прямые материальные затраты в себестоимости изделия;

Сп изд - полная себестоимость изделия.

Коэффициент нарастания затрат - это отношение средней себестоимости изделия, находящейся в производстве к полной себестоимости изделия. Он используется для того, чтобы учесть характер нарастания затрат по дням производственного цикла. Существует много способов исчисления этого показателя. В машиностроении, как правило, для простоты расчета принимают, что нарастание по дням производственного цикла идет равномерно, что и отражено в приведенной формуле. Расчет изменения остатков НЗП производится сопоставлением объема НЗП на конец квартала с периодом года, предшествующего планируемому.

Пример:

В 4 квартале 2000 г. объем НЗП по себестоимости составил 5 693 тыс.руб. В 4 квартале 2001 г. планируется - 4 213 тыс.руб. Плановый объем товарной продукции составляет 29 723 тыс.руб. Плановая себестоимость товарной продукции составляет 22 629 тыс.руб.

Для перевода НЗП в оптовые цены рассчитывается коэффициент перевода:

К пер = ТП / С тп

В данном случае К пер = 29 723 / 22 629 = 1,3

Объем производства НЗП в оптовых ценах на конец 2000 года 5693*1,3=7401тыс.руб.

На конец 2001 года 4 213 * 1,3 = 5 477тыс.руб.

Объем валовой продукции при этих показателях составляет

ВП = 29 723 + (7 401 - 5 477) = 27 699 тыс.руб.

В соответствии со 2 методом определяется валовый и внутризаводской оборот. Валовый оборот включает в себя всю продукцию основных, вспомогательных, обслуживающих цехов завода, взаимные услуги цехов и изменение остатков НЗП.

Внутризаводской оборот - продукция и услуги цехов, используемые только внутри завода.

Расчет ВО и ВЗО производится на основе баланса полуфабрикатов, определяющего потребность любого цеха в продукции или услугах других цехов. Этот метод применяется, как правило, на предприятиях массового или крупносерийного производства.

Пример расчета продукции по 2 методу:

Цех-изготовитель Внутризаводской оборот   Товарная Изменен. Валовый Валовая
  Цех-потребитель     продукц. НЗП оборот продукц.  
  Литейн Механ Сбороч РМЦ Инстр. Итого          
Литейный                      
Механическ.               -200      
Сборочный                      
РМЦ                      
Инструмет.               -50      
ИТОГО                      

Реализуемая продукция рассчитывается по формуле:

РП = ТП + (Он - Ок) (4.5)

где: Он - остаток нереализованной продукции на начало планового периода;

Ок - остаток на конец планового периода (остатки готовой продукции на

складе и отгруженной, но неоплаченной продукции).

Чистая продукция

В связи с тем, что все измерители объема производства (товарная, валовая, реализуемая продукция) включают в себя прошлый труд, исчисляемые на их основе показатели (производительность труда, фондоотдача) не могут объективно характеризовать результаты труда коллектива. В связи с этим в 1979 г. было принято «Постановление о внедрении в практику работы промышленных предприятий показателя чистой (нормативно чистой) продукции». По своей экономической сути чистая продукция представляет собой добавленную стоимость:

ЧП = ТП - М (4.6)

где: М - все материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции

ЧП = З+О+П (4.7)

где: З - заработная плата;

О- отчисленияна социальные нужды;

П - прибыль от реализации.

В настоящее время показатель чистой продукции не применяется. Однако, зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности его применения.

ТЕМА 5 Планирование использования производственной мощности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: