Выхода в свет первого издания прошло семь лет, и за эти годы в изучении
Первобытных форм семьи достигнуты большие успехи. Поэтому необходимо было
Сделать здесь тщательные исправления и дополнения, тем более, что
Предполагаемое печатание настоящего текста со стереотипа лишит меня на
некоторое время возможности вносить дальнейшие изменения.{*4}
Итак, я внимательно пересмотрел весь текст и сделал ряд добавлений, в которых,
Надеюсь, в достаточной мере учтено нынешнее состояние науки. Далее я даю ниже
В этом предисловии краткий обзор развития взглядов на историю семьи от
Бахофена до Моргана; я делаю это главным образом потому, что шовинистически
Настроенная английская школа первобытной истории по-прежнему делает все
Возможное, чтобы замолчать переворот во взглядах на первобытную историю,
Произведенный открытиями Моргана, нисколько не стесняясь, однако, при этом
Присваивать себе полученные Морганом результаты. Да и в других странах кое-где
Слишком усердно следуют этому английскому примеру.
Моя работа была переведена на различные иностранные языки. Прежде всего на
итальянский: "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в
Просмотренном автором переводе Паскуале Мартиньетти, Беневенто, 1885. Затем на
румынский: "Происхождение семьи, частной собственности и государства", перевод
Иона Надежде; опубликовано в ясском журнале "Contemporanul" с сентября 1885 по
май 1886 года. Далее - на датский: "Происхождение семьи, частной собственности
и государства", издание, подготовленное Герсоном Триром. Копенгаген, 1888;
Французский перевод Анри Раве, сделанный с настоящего немецкого издания,
Находится в печати.
* * *
До начала шестидесятых годов об истории семьи не могло быть и речи.
Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием
Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем
Где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней формой, но и
Отождествляли - за исключением многоженства - с современной буржуазной семьей,
Так что семья, собственно говоря, вообще не переживала, якобы, никакого
Исторического развития; самое большее допускалось, что в первобытные времена
Мог существовать период неупорядоченных половых отношений. - Правда, кроме
Единобрачия было известно еще восточное многоженство и индийско-тибетское
Многомужество; но эти три формы нельзя было расположить в исторической






