Героическую эпоху совершили чудо: ниспровергли материнское право, заменив его
Отцовским. Ясно, что подобное воззрение, по которому религия имеет значение
Решающего рычага мировой истории, сводится в конечном счете к чистейшему
Мистицизму. Поэтому проштудировать книгу Бахофена - толстый том большого
Формата - работа трудная и далеко не всегда благодарная. Но все это не умаляет
Его заслуги как исследователя, проложившего новый путь; он первый вместо фраз
О неведомом первобытном состоянии с неупорядоченными половыми отношениями
Представил доказательство наличия в классической литературе древности
Множества подтверждений того, что у греков и у азиатских народов действительно
Существовало до единобрачия такое состояние, когда, нисколько не нарушая
Обычая, не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами,
Но и женщина - с несколькими мужчинами; он доказал, что при своем исчезновении
Обычаи этот оставил после себя след в виде необходимости для женщины выкупать
Право на единобрачие ценой ограниченной определенными рамками обязанности
Отдаваться посторонним мужчинам; что поэтому происхождение могло первоначально
Считаться только по женской линии - от матери к матери; что это исключительное
Значение женской линии долго сохранялось еще и в период единобрачия, когда
Отцовство сделалось достоверным, или во всяком случае стало признаваться; что,
Наконец, это первоначальное положение матерей как единственных достоверных
Родителей своих детей обеспечивало им, а вместе с тем и женщинам вообще, такое
Высокое общественное положение, какого они с тех пор уже никогда не занимали.
Бахофен, правда, не сформулировал этих положений с такой ясностью, - этому
Помешало его мистическое мировоззрение. Но он их доказал, и это в 1861 г.
Означало целую революцию.
Толстый том Бахофена был написан по-немецки, то есть на языке нации, которая в
То время менее всего интересовалась предысторией современной семьи. Поэтому
Книга осталась неизвестной. Ближайший преемник Бахофена на том же поприще,
Выступивший в 1865 г., даже не слыхал о нем.
Этим преемником был Дж. Ф. Мак-Леннан, прямая противоположность своему
Предшественнику. Вместо гениального мистика тут перед нами сухой юрист; вместо
Буйной поэтической фантазии - тщательно взвешенные построения выступающего в
Суде адвоката. Мак-Леннан находит у многих диких, варварских и даже
Цивилизованных народов древнего и нового времени такую форму заключения брака,