Олицетворявшую старые взгляды, так что последние все более и более оттесняются

на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий

Жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей

Вызвало, по Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном

положении мужчины и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует "Орестею"

Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом

И возникающим в героическую эпоху и побеждающим отцовским правом. Ради своего

Любовника, Эгиста, Клитемнестра убила своего супруга Агамемнона, вернувшегося

С Троянской войны; но Орест, сын ее и Агамемнона, мстит за убийство отца,

Убивая свою мать. За это его преследуют Эринии, демонические охранительницы

Материнского права, по которому убийство матери - тягчайшее, ничем не

Искупимое преступление. Но Аполлон, который через своего оракула побудил

Ореста совершить это дело, и Афина, которую призывают в качестве судьи, - оба

Божества, представляющие здесь новый порядок, основанный на отцовском праве, -

Защищают Ореста; Афина выслушивает обе стороны. Весь предмет спора сжато

Выражен в дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на

То, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе

С тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследовали ее, гораздо

более виновную? Ответ поразителен:

"С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была"{*5}

Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он муж убившей

Его женщины, может быть искуплено, Эринии оно нисколько не касается; их дело -

Преследовать убийство лишь среди родственников по крови, и тут, согласно

Материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери.

Но вот в роли защитника Ореста выступает Аполлон; Афина ставит вопрос на

Голосование членов ареопага - афинских присяжных; голоса делятся поровну - за

Оправдание и за осуждение; тогда Афина как председательница подает свой голос

За Ореста и объявляет его оправданным. Отцовское право одержало победу над

материнским, "боги младшего поколения", как называют их сами Эринии, побеждают

Эринии, и в конце концов последние тоже соглашаются взять на себя новые

Обязанности, перейдя на службу новому порядку.

Это новое, но совершенно правильное толкование "Орестеи" представляет собой

Одно из прекраснейших и лучших мест во всей книге Бахофена, но оно в то же

Время доказывает, что Бахофен по меньшей мере так же верит в Эринии, Аполлона




double arrow
Сейчас читают про: