на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий
Жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей
Вызвало, по Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном
положении мужчины и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует "Орестею"
Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом
И возникающим в героическую эпоху и побеждающим отцовским правом. Ради своего
Любовника, Эгиста, Клитемнестра убила своего супруга Агамемнона, вернувшегося
С Троянской войны; но Орест, сын ее и Агамемнона, мстит за убийство отца,
Убивая свою мать. За это его преследуют Эринии, демонические охранительницы
Материнского права, по которому убийство матери - тягчайшее, ничем не
Искупимое преступление. Но Аполлон, который через своего оракула побудил
Ореста совершить это дело, и Афина, которую призывают в качестве судьи, - оба
Божества, представляющие здесь новый порядок, основанный на отцовском праве, -
Защищают Ореста; Афина выслушивает обе стороны. Весь предмет спора сжато
Выражен в дебатах, происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на
То, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе
С тем его отца. Почему же Эринии преследуют его, а не преследовали ее, гораздо
более виновную? Ответ поразителен:
"С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была"{*5}
Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он муж убившей
Его женщины, может быть искуплено, Эринии оно нисколько не касается; их дело -
Преследовать убийство лишь среди родственников по крови, и тут, согласно
Материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым является убийство матери.
Но вот в роли защитника Ореста выступает Аполлон; Афина ставит вопрос на
Голосование членов ареопага - афинских присяжных; голоса делятся поровну - за
Оправдание и за осуждение; тогда Афина как председательница подает свой голос
За Ореста и объявляет его оправданным. Отцовское право одержало победу над
материнским, "боги младшего поколения", как называют их сами Эринии, побеждают
Эринии, и в конце концов последние тоже соглашаются взять на себя новые
Обязанности, перейдя на службу новому порядку.
Это новое, но совершенно правильное толкование "Орестеи" представляет собой
Одно из прекраснейших и лучших мест во всей книге Бахофена, но оно в то же
Время доказывает, что Бахофен по меньшей мере так же верит в Эринии, Аполлона






