нечто большее, чем простую "мерзость".{*17} Когда Цезарь рассказывает нам о
бриттах, находившихся тогда на средней ступени варварства, что "у них каждые
Десять или двенадцать мужчин имеют общих жен, причем большей частью братья с
братьями и родители с детьми", то это лучше всего объясняется наличием
группового брака.{*18} В период варварства матери не имели по десяти -
Двенадцати сыновей такого возраста, чтобы у них были общие жены, тогда как
Американская система родства, которая соответствует пуналуальной семье,
Предполагает большое число братьев, ибо таковыми являются все двоюродные и
более отдаленные братья каждого мужчины. Говоря о "родителях с детьми". Цезарь
Мог ошибаться; правда, при этой системе не абсолютно исключена принадлежность
К одной брачной группе отца и сына или матери и дочери, но зато не допускается
Нахождение в ней отца и дочери или матери и сына. Точно так же, исходя из этой
или ей подобной {*19} формы группового брака, легче всего объяснить сообщения
|
|
Геродота и других древних писателей об общности жен у диких и варварских
народов. Это относится и к тому, что сообщают Уотсон и Кей ("Население Индии")
о тикурах в Ауде (к северу от Ганга):
"Они живут совместно" (речь идет о половых отношениях), "почти беспорядочно,
В рамках больших общин, и если двое считаются мужем и женой, то эта брачная
связь только номинальная".
Непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном
Большинстве случаев институт рода. Правда, исходным моментом для него могла
Служить также и австралийская система брачных классов: у австралийцев имеются
Роды, но у них еще нет пуналуальной семьи, а существует более грубая форма
группового брака.{*20}
При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто
Его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по
Отношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных
Детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то
Происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому
Признается только женская линия. Так действительно бывает у всех диких народов
И у всех народов, стоящих на низшей ступени варварства; и вторая крупная
Заслуга Бахофена состоит в том, что он первый это открыл. Это признание
Происхождения исключительно по материнской линии и развившиеся отсюда с
Течением времени отношения наследования он называет материнским правом; в