Этой ступени развития общества еще нельзя говорить о праве в юридическом
Смысле.
Если мы теперь возьмем из пуналуальной семьи одну из обеих ее типических
Групп, а именно группу сестер - единоутробных и более дальних степеней родства
(то есть происходящих от единоутробных сестер в первом, втором или более
Отдаленном поколениях) - вместе с их детьми и их братьями - единоутробными и
Более дальних степеней родства с материнской стороны (которые, согласно нашей
Предпосылке, не являются их мужьями), то перед нами будет именно тот круг лиц,
Которые впоследствии выступают как члены рода в его первоначальной форме. Все
Они имеют одну общую родоначальницу; в силу своего происхождения от нее все
Женские потомки в каждом поколении являются сестрами. Но мужья этих сестер уже
Не могут быть их братьями, следовательно, не могут происходить от этой
Родоначальницы, следовательно, не входят в состав этой кровнородственной
Группы, позднейшего рода; дети их, однако, принадлежат к этой группе, потому
Что решающую роль играет только происхождение по материнской линии, ибо только
Одно оно несомненно. С установлением запрета половых связей между всеми
Братьями и сестрами, даже между самыми отдаленными родственниками боковых
Линий с материнской стороны, указанная группа превратилась в род, то есть
Конституировалась как твердо установленный круг кровных родственников по
Женской линии, которые не могут вступать между собой в брак, круг, который с
Этих пор становится все более и более прочным благодаря другим общим
Институтам общественного, а также религиозного характера и приобретает все
Больше отличительных черт по сравнению с другими родами того же племени. Об
Этом более подробно будет сказано ниже. Но если мы находим, что род не только
По необходимости, но и просто как нечто само собой разумеющееся развивается из
Пуналуальной семьи, то имеется основание признать почти несомненным
Существование в прошлом этой формы семьи у всех народов, у которых могут быть
Обнаружены родовые учреждения, то есть почти у всех варварских и культурных
народов. {*21}
Когда Морган писал свою книгу, наши сведения о групповом браке были еще весьма
Ограничены. Кое-что было известно о групповых браках у организованных в классы
Австралийцев, и, кроме того, Морган уже в 1871 г. опубликовал дошедшие до него
Данные о гавайской пуналуальной семье. Пуналуальная семья давала, с одной