сахемов и военных вождей, а также и остальных "блюстителей веры"; он выносил
Постановления о выкупе (вергельде) или кровной мести за убитых членов рода; он
Принимал посторонних в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в
Роде.
Таковы функции типичного индейского рода.
"Все его члены - свободные люди, обязанные защищать свободу друг друга, они
Обладают равными личными правами - ни сахемы, ни военные вожди не претендуют
Ни на какие преимущества, они составляют братство, связанное кровными узами.
Свобода, равенство, братство, хотя это никогда не было сформулировано, были
Основными принципами рода, а род, в свою очередь, был единицей целой
Общественной системы, основой организованного индейского общества. Этим
Объясняется то непреклонное чувство независимости и личного достоинства,
которое каждый признает за индейцами".{*60}
Ко времени открытия Америки индейцы всей Северной Америки были организованы в
|
|
Роды на началах материнского права. Только у немногих племен, как, например, у
Дакота, роды пришли в упадок, а у некоторых других, как у оджибве, омаха, они
Были организованы на началах отцовского права.
У очень многих индейских племен, насчитывающих более пяти или шести родов, мы
Встречаем особые группы, объединяющие по три, четыре и более родов; Морган
Называет такую группу фратрией (братством), передавая индейское название точно
Соответствующим ему греческим понятиям. Так, у племени сенека - две фратрии; в
Первую входят роды 1-4, во вторую - роды 5-8. Более подробное исследование
Показывает, что эти фратрии большей частью представляют первоначальные роды,
На которые сперва распадалось племя; ибо при запрещении браков внутри рода
Каждое племя по необходимости должно было охватывать по крайней мере два рода,
Чтобы быть в состоянии самостоятельно существовать. По мере разрастания
Племени каждый род, в свою очередь, распадался на два или большее число родов,
Которые выступают теперь как самостоятельные, тогда как первоначальный род,
Охватывающий все дочерние роды, продолжает существовать как фратрия. У племени
Сенека и у большинства других индейцев роды одной фратрии считаются братскими
Родами, а роды другой фратрии являются для них двоюродными, - обоэначения,
Имеющие в американской системе родства, как мы видели, весьма реальное и ясно
Выраженное значение. Первоначально ни один сенека не мог вступить в брак также
Внутри своей фратрии, но этот обычай уже давно вышел из употребления и