Патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и
Занимать все другие должности. Тот факт, что народ со временем позволил
Возобладать этим притязаниям и они превратились в действующее право, нашел
Свое выражение в сказании о том, что Ромул пожаловал первым сенаторам и их
Потомству патрициат с его привилегиями. Сенат, как и афинский bule, имел право
Принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать
Более важные из них, в особенности новые законы. Последние окончательно
Принимались народным собранием, которое называлось comitia curiata (собрание
Курий). Народ собирался, группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по
Родам; при принятии решений каждая из тридцати курий имела по одному голосу.
Собрание курий принимало или отвергало все законы, избирало всех высших
Должностных лиц, в том числе rex'a (так называемого царя), объявляло войну (но
Мир заключал сенат) и в качестве высшей судебной инстанции выносило
|
|
Окончательное решение по апелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о
Смертном приговоре римскому гражданину. - Наконец, наряду с сенатом и народным
Собранием имелся реке, который точно соответствовал греческому басилею и
отнюдь не был, как его изображает Моммзен, почти абсолютным монархом.{*88} Он
Тоже был военачальником, верховным жрецом и председательствовал в некоторых
Судах. Полномочиями в области гражданского управления, а также властью над
Жизнью, свободой и собственностью граждан он отнюдь не обладал, если только
Они не вытекали из дисциплинарной власти военачальника или власти главы
Судебного органа в отношении приведения приговора в исполнение. Должность
Рекса не была наследственной; напротив, он сначала избирался, вероятно, по
Предложению своего предшественника по должности, собранием курий, а за тем во
Втором собрании торжественно вводился в должность. Что он мог также быть
Смещен, доказывает судьба Тарквиния Гордого.
Так же, как и у греков в героическую эпоху, у римлян в период так называемых
Царей существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и
Племенах и развившаяся из них. Курии и племена были, правда, отчасти
Искусственными образованиями, но они были организованы по образцу подлинных,
Естественно сложившихся форм того общества, из которого они возникли и которое
Еще окружало их со всех сторон. И хотя стихийно развившаяся патрицианская
Знать уже приобрела твердую почву под ногами, хотя рексы старались расширить