Каждого рода создало и здесь первую родовую знать; эти семьи назывались

Патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и

Занимать все другие должности. Тот факт, что народ со временем позволил

Возобладать этим притязаниям и они превратились в действующее право, нашел

Свое выражение в сказании о том, что Ромул пожаловал первым сенаторам и их

Потомству патрициат с его привилегиями. Сенат, как и афинский bule, имел право

Принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать

Более важные из них, в особенности новые законы. Последние окончательно

Принимались народным собранием, которое называлось comitia curiata (собрание

Курий). Народ собирался, группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по

Родам; при принятии решений каждая из тридцати курий имела по одному голосу.

Собрание курий принимало или отвергало все законы, избирало всех высших

Должностных лиц, в том числе rex'a (так называемого царя), объявляло войну (но

Мир заключал сенат) и в качестве высшей судебной инстанции выносило

Окончательное решение по апелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о

Смертном приговоре римскому гражданину. - Наконец, наряду с сенатом и народным

Собранием имелся реке, который точно соответствовал греческому басилею и

отнюдь не был, как его изображает Моммзен, почти абсолютным монархом.{*88} Он

Тоже был военачальником, верховным жрецом и председательствовал в некоторых

Судах. Полномочиями в области гражданского управления, а также властью над

Жизнью, свободой и собственностью граждан он отнюдь не обладал, если только

Они не вытекали из дисциплинарной власти военачальника или власти главы

Судебного органа в отношении приведения приговора в исполнение. Должность

Рекса не была наследственной; напротив, он сначала избирался, вероятно, по

Предложению своего предшественника по должности, собранием курий, а за тем во

Втором собрании торжественно вводился в должность. Что он мог также быть

Смещен, доказывает судьба Тарквиния Гордого.

Так же, как и у греков в героическую эпоху, у римлян в период так называемых

Царей существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и

Племенах и развившаяся из них. Курии и племена были, правда, отчасти

Искусственными образованиями, но они были организованы по образцу подлинных,

Естественно сложившихся форм того общества, из которого они возникли и которое

Еще окружало их со всех сторон. И хотя стихийно развившаяся патрицианская

Знать уже приобрела твердую почву под ногами, хотя рексы старались расширить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: