Если это предположение правильно, то упомянутое место уже совершенно ничего не
Доказывает относительно положения свободнорожденных римлянок, и тогда совсем
Не может быть и речи об обязанности последних вступать в брак внутри рода.
Выражение enuptio gentis встречается только в этом единственном месте и нигде
Больше во всей римской литературе; слово enubere - вступать в брак на стороне
- встречается только три раза, тоже у Ливия, и притом не в связи с родом.
Фантастическая идея, будто римлянки могли вступать в брак только внутри рода,
Обязана своим возникновением лишь одному этому месту. Но она абсолютно не
Выдерживает критики. В самом деле, или это место относится к особым
Ограничениям для вольноотпущенниц, и тогда оно ничего не доказывает в
Отношении свободнорожденных (ingenuae); или же оно имеет силу и для
Свободнорожденных, и тогда оно скорее доказывает, что женщина, по общему
Правилу, вступала в брак вне своего рода, но с замужеством переходила в род
Мужа, следовательно, оно говорит против Моммзена и в пользу Моргана.
Еще почти триста лет спустя после основания Рима родовые узы были настолько
Прочны, что один патрицианский род, именно род Фабиев, мог с разрешения сената
Собственными силами предпринять военный поход против соседнего города Вейи.
306 Фабиев будто бы выступили в поход и, попав в засаду, все были убиты;
Единственный оставшийся в живых мальчик продолжил род.
Десять родов, как сказано выше, составляли фратрию, которая здесь называлась
Курией и имела более важные общественные функции, чем греческая фратрия.
Каждая курия имела собственные религиозные церемонии, святыни и жрецов;
Последние в своей совокупности составляли одну из римских жреческих коллегий.
Десять курий составляли племя, которое, вероятно, имело первоначально, подобно
Остальным латинским племенам, своего выборного старейшину - военачальника и
Верховного жреца. Все три племени вместе составляли римский народ - populus
Romanus.
К римскому народу, таким образом, мог принадлежать только тот, кто был членом
Рода, а через свой род - членом курии и племени. Первоначальная организация
Управления этого народа была следующая. Общественными делами ведал сначала
Сенат, который, как это впервые верно подметил Нибур, состоял из старейшин
Трехсот родов; именно поэтому в качестве родовых старейшин они назывались
Отцами, patres, a их совокупность - сенатом (совет старейших, от слова senex -
Старый). Вошедшее в обычай избрание старейшин всегда из одной и той же семьи