§
ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить — цели обучения; чему учить — содержание обучения; как организовать процесс обучения — формы организации обучения; что использовать в процессе обучения — средства обучения; как обучать — методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются методы обучения, т.е. как обучать. Именно от их эффективности, при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит и количество, и качество получаемых учащимися знаний, навыков и умений.
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие.
Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. Широко применяемые в педагогической практике методы, выделяемые по источникам передачи и приобретения знаний и умений, включают словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой и инструктивными материалами и др.); наглядные (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др.); практические (упражнения, лабораторно-практические работы и др.).
|
|
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, выделяют методы приобретения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, закрепления, проверки знаний, навыков и умений.
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся, выделяют методы, объединяемые в две группы: репродуктивные и проблемно-поисковые.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний,
комплексный подход к характеристикам их сущности. Такой подход к характеристике и классификации методов обучения реализован в подразделении методов на три основные группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.
Каждая из этих групп методов включает подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения.
Группа методов организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно в репродуктивном или продуктивном направлениях.
|
|
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности включают методы мотивации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, а также методы стимулирования интереса к учебе.
Методы контроля и самоконтроля включают методы устного, письменного и практического контроля и самоконтроля, а также тестирование уровня знаний и умений учащихся.
Такой комплексный подход будет принят при раскрытии сущности и способов применения методов теоретического и производственного обучения в последующих параграфах главы.
«Метод обучения» — понятие многоаспектное. Наличие различных классификаций не означает противопоставления методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы всегда как бы проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся. И если все-таки говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.
Каждый метод реализуется Совместно с другими методами и с их помощью. Так, репродуктивные и проблемно-поисковые методы реализуются при помощи слова, наглядности, практической деятельности. В свою очередь, система словесных наглядных и практических методов применяется в репродуктивном или поисковом направлениях. Об этом свидетельствуют и названия методов: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательские ла-бораторно-практические работы, творческие упражнения, поисковые самостоятельные работы, самостоятельные наблюдения и т.д. Здесь уже в самих названиях методов заложена направленность их применения.
В реальном учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание
преподавателем (мастером) их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществления учебного процесса, т.е. преподавания и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон — деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и деятельности учащихся.
Деятельность преподавателя (мастера) складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся (создание ориентировочной основы действий); собственно обучающая деятельность; руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся; контроль; подведение итогов.
С понятием метод обучения тесно связано другое понятие — прием обучения, или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Например, в процессе устного изложения демонстрация наглядных пособий является обычно методическим приемом наряду с такими, как подготовка учащихся к восприятию изучаемого материала, попутная постановка вопросов к учащимся. В тех же случаях, когда наглядное пособие — основной источник знаний, демонстрация его является методом обучения.
|
|
Методы обучения как способы осуществления учебного процесса условно можно рассматривать в трех аспектах: общедидактическом, частнодидактическом и частно-методическом (частные методики).
Общедидактический аспект отражает объективную сущность, требования и дидактические возможности метода, характерные для него как такового, независимо от периода учебного процесса.
Частнодидактический аспект отражает общую характеристику метода в специфических условиях его применительно к периоду учебного процесса, а также особенности содержания обучения.
Частнометодический аспект основывается на общедидактических и частнодидактических характеристиках методов и отражает частные методики изучения конкретных предметов.
В последующих параграфах главы будут рассматриваться, в основном, методы теоретического и производственного обучения в частнодидактическом аспекте применительно к профессиональному обучению, а также некоторые методические приемы обучения, не нашедшие широкого отражения в педагогической лите-
§2
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Теоретическое обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Методы обучения общеобразовательным предметам в общедидактическом, частнодидактическом и частнометодическом аспектах достаточно глубоко и всесторонне раскрыты в педагогической литературе. В этой связи методы теоретического обучения будут рассматриваться, прежде всего, применительно к изучению общетехнических и специальных предметов, представляющих в дидактическом плане единое
целое.
Методы обучения общетехническим и специальным предметам во многом определяются особенностями их содержания:
— многокомпонентная структура, болыцое разнообразие изучаемых объектов;
— значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных условиях;
|
|
— взаимосвязь (по содержанию и времени изучения) с производственным обучением учащихся;
— органическое сочетание фактического (прикладного) и теоретического материала;
— значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулиро-
нания;
— необходимость оперативного приведения содержания учебного
материала в соответствие с развивающейся техникой и технологией,
отражение «местного» материала.
Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.
Словесные методы
2.1 Методы организации и устное изложение. В
осуществленияучебно- процессе изучения общетехни-
пмнавателыюи деятельности ^^ и специальных предметов
учащихся устное изложение учебного ма-
териала осуществляется с применением комплексного метода рассказ-объяснение, сочетающего изложение учебного материала в по-нсствовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.
Из общих требований к устному изложению выделим следующие
основные:
—научно-техническая достоверность содержания;
—логическая стройность и последовательность;
— доходчивость и доступность для учащихся;
— доказательность и убедительность;
— четкость и ясность главной мысли на каждом этапе;
— эмоциональность по форме и содержанию; образность;
— стимулирование внимания и активности учащихся.
Методические приемы устного изложения материала общетехнических и специальных предметов включают как общедидактические приемы, характерные для любого устного изложения, так и специфические, характерные только для этих предметов. Основные из них следующие:
— широкое сочетание дедуктивных и индуктивных способов объяснений в связи с тем, что материал технических предметов, во-первых, в значительной степени имеет нормативный характер, во-вторых, характерен большой вариативностью (например, при построении технологических процессов, разработке монтажных схем на основе принципиальной и т.п.);
— разнообразие видов деятельности учащихся на уроках (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением-иллюстраций в учебниках и др.); широкое сочетание слова с демонстрацией средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом кино-видеофильмов, проведением мини-бесед с учащимися и т.п.;
— проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);
— широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований с тем, чтобы не оторваться от общих принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных» фактов и примеров;
— осуществление тесных межпредметных связей с другими предметами и производственным обучением путем использования знаний учащихся из других предметов; единство трактовки понятий, сущности явлений, процессов; применение одних и тех же формулировок, терминологии, единиц измерения; объяснение технико-технологических явлений на основе естественнонаучных законов и теорий; рациональный отбор и регламентация глубины раскрытия аналогичного материала, изучаемого в различных предметах.
Беседа — вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновидность частично-поискового метода.
Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что преподаватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При
этом преподаватель побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.
Однако беседа, как метод обучения, по исполнению гораздо сложнее устного изложения. Она требует особой подготовки преподавателя: расчленения изучаемого материала на логически связанные части, формулировки «продуктивных» вопросов, расположения их в соответствии с логикой учебного материала, продумывания возможных ответов учащихся и основных выводов.
Можно выделить некоторые условия применения эвристической беседы при изучении общетехнических и специальных предметов:
— содержание учебного материала должно быть логически стройным и четким;
— при изучении учебного материала должно быть уделено большое внимание разбору технической и технологической документации;
— проведение беседы должно проходить в сочетании с другими методами и видами учебной работы: объяснением, работой с книгой, самостоятельными наблюдениями учащихся и др.
По своему характеру вопросы, применяемые при проведении эвристической беседы, крайне разнообразны. Можно выделить следующие группы вопросов:
на сравнение и сопоставление предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов и т.п.;
на обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов и формулировку понятий;
на выявление умения использовать знания в различных ситуациях;
на объяснение причины — диагностические;
на выяснение последствий действия, процесса, способа и т.п. — 11 рогностич ески е;
на доказательство, приведение доводов «за» и «против»;
на установление межпредметных связей.
При ведении беседы необходимо строго выдерживать ее логический план. Чередование вопросов и ответов должно быть таким, чтобы учащиеся все время чувствовали последовательность развития темы.
Беседу следует заканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения по вопросам, обсуждаемым в процессе беседы.
Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и практи-I ой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе С книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контроль-
ные вопросы и т.д. Однако эти приемы не полностью применимы при работе с книгой, освещающей технику и технологию. Зачастую материал таких книг не имеет логической стройности, позволяющей выделять главные мысли и составлять план прочитанного.
Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания выполняются путем заполнения таблиц, которые, с одной стороны, являются формой предъявления задания, с другой — алгоритмом изучения материала книги. Так, при изучении материала о технике таблица включает такие графы: назначение машины, механизма, прибора; составные части; назначение частей. При изучении материала о технологии выполнения работы, процесса, действия и т.п. таблицы-задания содержат графы: виды и способы выполнения процесса; последовательность выполнения процесса; условия и нормативные данные.