Государственный стандарт профессионального образования

Целью введения в практику профессионального образо­вания государственного стандарта является его реинтеграция на прин­ципиально новой юридической и организационно-методической основе.

Теоретической основой стандартизации профессионального обра­зования являются разработанные академиком Батышевым С.Я. тео­рия стадийного обучения и теория группировки рабочих профессий (см. §§ 3 и 4 главы III).

Государственный стандарт профессионального образования служит примером сквозного, комплексного решения, которое на протяжении ближайших лет будет определять функционирование и развитие про­фессионального образования в России. \ При этом необходимо иметь в виду введение таких понятий, как «государственный стандарт профес­сионального образования (федеральный и национально-региональный компоненты)», «профессиональная образовательная программа», «при­мерная учебно-программная документация», «аттестация, аккредита­ция и лицензирование профессиональных учебных заведений», семан­тической пары «профессия — специальность», «квалификационная структура» и ряда других. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания профессио­нального образования при сохранении единого образовательного про­странства, на расширение прав регионов, учебных заведений, учащихся в определении содержания обучения и способов его усвоения.

В то же время для успешных, согласованных действий всех субъ­ектов, взаимодействующих в сфере профессионального образования, необходим общий «язык общения» — базовая система понятий госу­дарственного стандарта профессионального образования. Разумеет­ся, в любой новой области знаний система понятий складывается не сразу, она претерпевает множество изменений по мере продвижения соответствующих исследований и разработок, их проверки на прак­тике, согласования позиций в смежных областях и в ходе междуна­родного сотрудничества. Однако без стартовой понятийной базы не­возможно не только продвигать вперед, но и начать исследования,


направленные на введение механизма государственного стандарта профессионального образования.

Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образова­тельный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный мини­мум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. В этом определении не учтено колоссальное разнообразие направлений подготовки рабочих и специалистов в системе профессио­нального образования. Например, действующий классификатор про­фессий рабочих насчитывает более 5000 наименований. Ясно, что раз­работка стандартов по всем этим направлениям невозможна и не нужна. Как бы признавая это, закон упоминает о перечнях профессий и специ­альностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка. Установлено, что они утверждаются Правительством Российской Феде­рации, то есть являются, по существу, тоже федеральным компонентом государственного стандарта профессионального образования.

Понятие государственного стандарта профессионального образо­вания может быть раскрыто наиболее полно, если рассматривать как его внешние, так и внутренние связи.

Внешние связи стандарта проявляются, прежде всего, через его место в системе социально-экономических отношений, существую­щих в современном российском обществе, при этом стандарт высту­пает как метаязык взаимодействующих в этой сфере субъектов. От­сюда могут быть установлены основные требования к стандарту, об­разующие неформальный социальный заказ на его разработку.

Внутренние связи государственного стандарта профессионального образования проявляются при рассмотрении стандарта как самостоя­тельной подсистемы, имеющей собственную элементную структуру и межэлементные взаимодействия. Состав подсистемы госстандарта, свойства каждого элемента, их взаимосвязь позволяют раскрыть соб­ственно сущность понятия стандарта, его основные характеристики.

Для понимания роли государственного стандарта профессиональ­ного образования в социально-экономической системе общества важ­ны функции стандарта. Проще говоря, следует задать вопрос: кому и зачем он нужен. Во-первых, преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требо­вания стандарта и дополнять его с учетом своих возможностей и интересов; во-вторых, — администраторам, работникам системы профессионального образования — от федеральных чиновников до директоров учебных заведений для формирования адекватных меха­низмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом; в-третьих, — работникам служб занято­сти как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения; в-четвертых, так называ­емым социальным партнерам — работодателям, профсоюзам и лицам наемного труда для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и


окладов — всей системы иерархий, основанных на квалификации и профессиональной компетенции; наконец — нашим партнерам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Таким образом, необходимо учесть интересы всех указанных субъектов, обеспечить понимание документов стандарта каждым из субъектов и взаимопонимание между ними при решении двусторон­них и многосторонних вопросов профессионального образования.

В рамках рассмотрения понятия государственного стандарта важ­но определить общие требования к стандарту, вытекающие из ранее определенных его основных функций.

Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом уп­равления качеством профессионального образования на государст­венном уровне. Соответственно, он должен включать все необходи­мые компоненты, связанные с понятием «качество профессионально­го образования». В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-эконбмического развития об­щества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной лично­сти и общества в целом, государства и сложившихся областей продук­тивной деятельности человека.

Стандарт профессионального образования должен служить соци­альной гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда, с одной стороны, и удовлет­ворять их персональным потребностям, с другой стороны. Для этого он должен быть приемлемым для всех регионов и субъектов федера­ции, посильным для обучаемых как по содержанию, так и по объему, должен опираться на реально существующие в обществе ресурсы (не выходить за пределы возможного на текущей стадии развития обще­ства), стыковаться с зарубежными образовательными стандартами.

Безусловно, одной из важных функций государственного стандар­та профессионального образования является создание условий для свободного функционирования в России системы непрерывного обра­зования. В связи с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хо­рошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях.

Наконец, государственный стандарт профессионального образо­вания должен служить основой для последующей разработки профес­сиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных за­ведений, разработки стандартов профессионального образования бо­лее высокого уровня (например, стандарт инженерно-педагогическо­го образования) и т.п., то есть должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию. При этом предпочтительно макси­мально сохранить принятую в стране систему документов, что позво­лит работникам профессионального образования быстрее адаптиро­ваться к новым требованиям.


Специфика профессионального образования, по сравнению с об­щим образованием, состоит в большом разнообразии профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержа­ние профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержа­нием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имею­щих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и тех­нологии).

ТТаким образом, при разработке государственного стандарта про­фессионального образования (в особенности начального), принята двухуровневая концепция проектирования его федерального компо­нента. На первом уровне (уровень федерального правительства) при­нимаются основополагающие документы государственного стандар­та. Эти документы должны иметь долгосрочный характер и опреде­лять стратегически важные параметры стандарта. Что касается элементов государственного стандарта профессионального образова­ния, ориентированных на конкретные профессии, то эти элементы рассматриваются и принимаются на уровне Министерства образова­ния. Документы этого типа составят второй федеральный уровень государственного стандарта профессионального образования.

Рассмотрим теперь элементную структуру государственного стан­дарта профессионального образования, и остановимся на ведущих поня­тиях, через которые раскрываются отдельные составляющие стандарта.

Важным теоретическим положением концепции государственного стандарта профессионального образования является обоснование ве­дущей роли понятий «квалификация» и «уровень квалификации»

Ступень квалификации — это завершенный этап подготовки кад­ров в системе непрерывного профессионального образования, характе­ризуемый определенным объемом и соотношением общего и профессио­нального образования, требуемого для освоения профессии (специаль­ности). Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования, кото­рая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подго­товки в России, определяет роль и место профессии или специальности в экономической системе и учитывает фактически сложившиеся требо­вания стандарта профессионального образования развитых стран.

Уровень квалификации характеризует профессиональное мас­терство конкретной личности в рамках данной ступени. Уровень ква­лификации зависит от обученности индивидуума и в этом контексте характеризуется такими достаточно объективными и диагностично проверяемыми параметрами, как объем знаний и умений; диапазон знаний и умений; качество знаний и умений.


Следует отметить, что в силу двуединости категории «квалифика­ция» ступень квалификации может применяться и для характеристи­ки личности, освоившей ту или иную профессию, и для характеристи­ки статуса самой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше времени требуется для ее освоения, тем дороже обходится для госу­дарства подготовка рабочего по этой профессии и тем выше должен быть ее статус (ступень квалификации). Уровень квалификации яв­ляется только личностной характеристикой и при стандартизации профессионального образования в расчет не принимается. Этот пара­метр может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоении работникам разрядов и категорий.

Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Соответственно, профессии и специальности могут быть ранжированы по ступеням квалификации. В современной систе­ме непрерывного профессионального образования РФ целесообразно выделить пять основных ступеней квалификации.

Первая ступень квалификации предполагает основное общее об­разование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в различных формах.

Вторая ступень — основное общее образование и профессиональ­ное образование по профессиям соответствующей группы в учрежде­ниях начального профессионального образования, на одно-двухго­дичных отделениях.

Третья ступень характеризуется сочетанием среднего общего обра­зования и профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования на двух-трехгодичных отделениях.

Четвертая ступень предполагает среднее общее образование и профессиональное образование в «продвинутых» учебных заведени­ях, таких;как профессиональные лицеи, техникумы, колледжи.

Пятая ступень соответствует различным уровням высшего образования.

Степень интеллектуальности труда — отражает соотношение ум­ственной и мануальной деятельности. Наукоемкость характеризует специфику трудовой деятельности, обусловленную технико-технологи­ческими особенностями производства, и отражает степень технического прогресса в отрасли. Многофункциональность характеризует сложно­сть труда, свидетельствуя о множественности и разнообразии выполня­емых функций. Сложность алгоритма трудовой деятельности характе­ризуется не только разнообразием, но и параллельностью выполнения различных видов умственной и мануальной деятельности. Сложность алгоритма отражает значимость строгой очередности, четкости и сла­женности выполнения отдельных трудовых функций (операций) и так­же является одной из существенных квалификационных характеристик профессии. Стереотипность отражает соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности в рамках профессии.

Перечень профессий и специальностей начального профессио­нального образования представляет собой реестр профессиональных


групп, профессий и входящих в них специальностей, подготовка по которым осуществляется в учреждениях начального профессио­нального образования и регулируется на государственном уровне в соответствии с законом РФ «Об образовании». В этом документе профессии и специальности ранжированы по ступеням квалифика­ции, что регламентирует объем и соотношение общего и среднего образования, требуемого для их освоения. Применительно к каж­дой профессии и специальности определены минимальные (базо­вые) сроки обучения, возможные специализации. Перечень про­фессий и номенклатура специальностей утверждаются на феде­ральном уровне правительством РФ или уполномоченным им органом. На уровне регионального компонента государственного стандарта профессионального образования они могут уточняться и дополняться с учетом местных особенностей при условии соблюде­ния квалификационной структуры и основных положений государ­ственного стандарта.

Выделим несколько главных особенностей нового Перечня про­фессий:

а) систематизация Перечня в соответствии с крупными отрасле­
выми комплексами;

б) объективный характер интеграции профессий.

В Перечень, наряду с традиционными, введены профессии, отра­жающие потребность в подготовке кадров, характерных для рыноч­ных методов хозяйствования.

Номенклатура профессий открытая. Таким образом, предполага­ется, что в Перечень впоследствии могут вводиться новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. При этом для открытия подготовки рабочих по новой специальности в рамках уже включенной в Перечень профессии достаточно решения органов управления образованием регионального уровня;

в) введение характеристики сложности профессии (ступень ква­
лификации);

г) значительное расширение прав учебных заведений за счет раз­
деления параметров Перечня на стабильные и варьируемые.

Часть параметров устанавливается директивно: минимальный срок получения базового профессионального образования, ступень квалификации; другие параметры — фактический срок обучения, количество и состав специальностей и т.д. — могут подвергаться из­менениям.

В Перечне нет жесткой привязки профессий к формам подготовки рабочих: любое учебное заведение, имеющее лицензию, может вести подготовку в соответствии с требованиями Государственного стандар­та профессионального образования и претендовать на государствен­ную аккредитацию.

Следующим по значению элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значе­ние для определения его архитектуры, является модель учебного пла-


на, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.

Модель учебного плана — это документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания начального профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих это обучение. В модели указывается ориентировочное количество часов, отводимое на пред­метные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимо­сти от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уров­не предметами из перечня предметов по выбору — в рамках учебной недели, и факультативное обучение — за рамками учебной недели.

Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: цик­лы, курсы, предметы. Цикл — это совокупность предметов одной образовательной направленности.

Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с.общепризнанными видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования — гуманитарное, естественнонаучное и техническое).

Профессиональная подготовка включает общетехнический, обще­профессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Профессиональная характеристика профессии квалифицирован­ного рабочего (ПХ) является одним из основных элементов государ­ственного стандарта профессионального образования второго феде­рального уровня. Она представляет собой многофункциональный до­кумент, ориентированный как на работодателей, так и на граждан, учебные заведения, научно-методические организации системы на­родного образования и службу занятости.

Наконец наиболее важным в практическом отношении элементом государственного стандарта профессионального образования являет­ся федеральный компонент содержания профессионального обуче­ния, определяющий для каждого блока стандарта конкретный состав изучаемых учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения.


§



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: