Модель профильного самоопределения учащихся 8-9 классов как основа для выбора профиля обучения в старшей школе

Важнейшей составляющей предпрофильной подготовки является профильная ориентация, которая направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проведении вариантов продолжения обучения.

Несмотря на то, что модель предпрофильной подготовки рассчитана, прежде всего, на учащихся 9-х классов, она может осуществляться, начиная уже с 7-го-8-го класса. Это связано с тем, что наряду с элементами информационной, профессионально- и профильно-ориентационной работы следует обратить особое внимание на ситуации, в которых учащиеся оказываются перед необходимостью совершать выбор значимого для него содержания образования осваивать способы преодоления проблем, проявлять себя в качестве субъекта жизненного и социального самоопределения.

В целом предпрофильная подготовка предполагает существенное интегрирование «знаниего» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником. Оставшаяся треть объема предпрофильной подготовки (примерно 4 часа в неделю на параллель 9-х классов), отводится на информационную, консультативную и ориентационную работу с учащимися психолога и классного руководителя. Ее цель – создание условий для конструирования учащимися версии продолжения образования после 9-го класса и осмысление совершаемого выбора. Эту цель позволяют достичь педагогически организованные процедуры, направленные на ознакомление школьников с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значимыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психологическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситуации принятия самостоятельного решения. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников – это компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе и связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом.

Деятельность педагогов и психологов в рамках данной модели осуществляется по двум основным направлениям:

  • сопровождение учащихся;
  • консультативная поддержка родителей учащихся.

Содержание предпрофильного и профильного обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: