В Объяснительной записке заявляется о формировании личности средствами литературы, но вопросы выпускных экзаменов по литературе, темы выпускных сочинений говорят о другом - о выходе как на важнейшую задачу изучения литературы как искусства слова. Этим объясняется повышение внимания к теоретическому материалу, вопросам о новаторстве писателей, о поэтике, о мастерстве, к чисто теоретическим темам (Антитеза и ее функция в произведении, своеобразие жанра баллады). Интерпретация лирического произведения, эпизода и его роли в прозаическом произведении тоже свидетельствует о переносе "логического ударения" в литературном образовании сегодня.
Требования к овладению разными жанрами школьных сочинений свидетельствует о повышении планки требований к учащимся. Учитель осознает, что не знания становятся предметом проверки (а значит, и целью образования), а умения и навыки.
При ослаблении централизованной методической службы в школе при индивидуализации процесса преподавания, когда каждый учитель сам выбирает программу, учебник, определяет критерии оценки, формы контроля, дело обучения русскому языку и литературе не может осуществляться успешно.
|
|
Новые учебники, как учебники-практикумы Г.И.Беленького и Ю.М.Лыссого (для 9-11 классов), требуют выработки особой методики: и установок, и путей, приемов работы с ними. И это тоже - дело коллективного разума, как и проблема обеспечения учащихся новыми учебниками. Дело методического объединения школы - возвращение к единому орфографическому режиму, к единству требований к устным и письменным работам по всем предметам, системе проведения терминологической работы, к формированию речевых умений и навыков всеми предметниками.