ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ»
по направлению подготовки (специальности)
080101.65 Экономическая безопасность
(специализация - экономико-правовое обеспечение
экономической безопасности)
квалификация выпускника - специалист
Санкт-Петербург
МВД России
Санкт-Петербургский университет
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры педагогики и
социальной психологии
полковник полиции
В.А. Юренкова
«___» ____________ 2014 года
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИИ»
по направлению подготовки (специальности)
080101.65 Экономическая безопасность
(специализация - экономико-правовое обеспечение
экономической безопасности)
квалификация выпускника - специалист
Санкт-Петербург
«Психология»: Программа учебной дисциплины по направлению подготовки (специальности)080101.65 – экономическая безопасность (специализация - экономико-правовое обеспечение экономической безопасности) / Сост. А.М. Иванова – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. - 30 с.
|
|
Программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Психология», утвержденной Департаментом государственной службы и кадров МВД России. Относится к дисциплинам по выбору части гуманитарного, социального и экономического цикла (С.1.2.В.01.) и соответствует его требованиям.
Программа предусматривает формирование компетенций ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-13, ОК-16, ПК-8, ПК-22, ПК-24, ПК-51.
Программа предназначена для курсантов очного и слушателей заочного обучения по направлению подготовки (специальности) 080101.65 экономическая безопасность Санкт-Петербургского университета МВД России.
Рассмотрена на заседании кафедры социальной психологии (Протокол от «24» декабря 2011 г. № 5) и утверждена на заседаниях Методического совета (Протокол от «25» июня 2012 г. № 6) и Ученого совета (Протокол от «26» июня 2012 г. №10).
Материалы актуализированы по состоянию на «01» июня 2015 г. (Протокол заседания кафедры педагогики и социальной психологии №11 от «12» мая 2015 г.)
Рецензенты:
Арбузова Е.Н., кандидат психологических наук, доцент
(Санкт-Петербургский университет МВД России);
Губин В.А., доктор психологических наук, профессор
заслуженный деятель науки Российской Федерации
(Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2015
1. Цели и задачи дисциплины:
Целями дисциплины «Психология» являются формирование у курсантов/слушателей целостного представления о психологической науке и современных ее достижениях, вооружение знаниями о закономерностях развития и функционирования психики человека, формирование у обучающихся умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел, направленной на взаимодействие с различными категориями граждан, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений, разрешение конфликтов.
|
|
Задачами дисциплины являются:
- научить курсантов (слушателей) пользоваться научным категориальным аппаратом психологии;
- ознакомить курсантов (слушателей) с общими закономерностями и проявлениями индивидуального и группового поведения в процессе трудовой деятельности, потребления, накопления, других сферах экономической жизни;
- обучить курсантов (слушателей) психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества;
- обучить курсантов (слушателей) приемам управления эмоционально-волевой сферой;
- обучить курсантов (слушателей) способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации;
- сформировать у курсантов (слушателей) представления о возможностях использования психологических знаний для повышения эффективности профессионально-служебной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология» относится к дисциплинам по выбору части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 080101.65 экономическая безопасность.
Изучение дисциплины «Психология» опирается на знания, умения и компетенции курсантов/слушателей, полученные ими после изучения школьного курса следующих дисциплин: «Биология», «История», «География». Курсант (слушатель) должен уметь работать с учебной и научной литературой с электронными и мультимедийными средствами обучения и поиска информации, быть способным к усвоению и структурированию большого объёма учебного материала, иметь высокую профессиональную познавательную мотивацию.
Дисциплина «Психология» является обеспечивающей для дисциплины «Оперативно-разыскная психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2), в части касающейся способности понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации, значение гуманистических ценностей;
способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3), в части касающейся способности толерантно воспринимать социально-культурные различия;
способности ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4), в части касающейся способности использования знаний и методов психологии при решении профессиональных задач;
способности понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);
|
|
способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учётом индивидуально-психологических, характерологических различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации своего психического состояния и деятельности (ОК-8);
способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способности креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);
способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, осуществлять сбор и систематизацию научной информации по психологии, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием полученных данных при решении профессионально-служебных задач (ОК-16);
способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8), в части способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);
|
|
способности применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приёмы (ПК-22);
способности выполнять профессиональные задачи в сложных и экстремальных условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях (ПК-24);
способности применять методы прикладных научных психологических исследований, анализировать и обрабатывать результаты психодиагностики, обобщать и формулировать выводы, составлять психологический портрет (ПК-51).
В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:
Знать:
- научный категориальный аппарат психологии (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9, ОК-11, ОК-16, ПК-22);
- закономерности развития и функционирования психики человека (ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-16, ПК-22, ПК-24);
- психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-13, ОК-16, ПК-22, ПК-51);
- психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов (ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-11, ОК-13, ПК-8, ПК-22, ПК-24, ПК-51);
- причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-7, ОК-11, ОК-13, ПК-8, ПК-22, ПК-24, ПК-51);
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-8, ОК-11, ПК-22, ПК-51);
- этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-24).
Уметь:
- правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК-13, ПК-22, ПК-24, ПК-51);
- диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК-13, ПК-22, ПК-24, ПК-51).
Владеть:
- навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК-13, ПК-22, ПК-24, ПК-51);
- навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК-13, ПК-22, ПК-24, ПК-51);
- навыками самостоятельного развития профессионально важных качеств (ОК-9, ОК-11, ОК-16, ПК-22);
- навыками управления эмоционально-волевой сферой (ОК-8, ОК-11, ПК-22, ПК-24).