Тема 2. Психические феномены и их проявления в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики и ее основные функции. Сущность и характеристика познавательных психических процессов и их значение в деятельности следователя. Место и роль познавательных психических процессов в жизни человека. Общее понятие об ощущениях. Виды ощущений и их характеристика. Понятие о чувствительности, порогах ощущений. Свойства и характеристики ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Развитие ощущений.

Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Основные свойства и виды восприятия. Понятие об иллюзии восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Предмет и фон в восприятии. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Восприятие в служебной деятельности.

Представления. Роль представлений в познании служебной деятельности сотрудников ОВД.

Воображение. Роль воображения в служебной деятельности. Виды воображения. Воображение и творчество. Развитие творческого воображения.

Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Характеристика свойств внимания. Концентрация и распределение внимания. Переключаемость и объем внимания. Мнимая и подлинная рассеянность. Индивидуальные различия внимания и их учет в работе следователя. Развитие внимания.

Определение и общая характеристика памяти. Роль памяти в деятельности. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти. Классификация памяти по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Нарушение памяти.

Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Эмоциональные и волевые компоненты мыслительного процесса. Особенности основных типов мышления – понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Основные формы мышления. Основные виды умственных операций. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Требования к качествам ума следователя. Роль творческого мышления в деятельности следователя. Развитие мышления.

Пути развития когнитивных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: