Структура учебной деятельности. Учебные задачи и учебная деятельность. Стили учебной деятельности

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение – специфическая человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам и волевым качествам.

Предметом изменения в учебной деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности – это поворот на себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

В учебной деятельности выделяют ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия и структуру.

Предмет учебной деятельности – усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства учебной деятельности – интеллектуальные, мыслительные действия; языковые средства; фоновые исходные знания.

Способы учебной деятельности – репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные, а также переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям.

Продукт учебной деятельности – структурированные знания; умение решать научные и профессиональные задачи; внутренние новообразования: формирование теоретического мышления; накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.

Результат учебной деятельности – потребность продолжать учение, интерес, удовлетворенность от учебы либо нежелание учиться.

Внешняя структура учебной деятельности – цель, требования задачи; исходные условия предмета задачи, отношения между объектами; модель требуемого состояния предмета задачи; оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условиями задачи, чтобы выполнить ее решение.

Существует и точка зрения, согласно которой учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система – это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура - это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.

Структура включает в себя:

1. Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности, ее предмет, способы принятия решения и выполнения, действия контроля и оценки деятельности.

2. Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображении и т.д.

3. Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.

Все структурные элементы соединены многочисленными связями.

Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель. По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов.

Учебная деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

-учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

-учебные действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

-действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия через его образ.

-действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом объекте.

Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные и вспомогательные.

В структуре задачи обязательно присутствуют два компонента:

1. предмет задачи, исходное состояние;

2. модель требуемого состояния предмета задачи.

В трактовке Л.М. Фридмана любая задача состоит:

1. из предметной области – класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;

2. из отношений, которые связывают эти объекты;

3. из требования задачи – указание о цели решения задачи;

4. из оператора задачи.

Средства решения могут быть материальными (машины), материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания, которые привлекаются). В учебной задаче могут быть использованы все средства, но идеальные в вербальной форме являются ведущими.

Основные характеристики учебной деятельности:

1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3. общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом ученике;

5. происходят изменения психических свойств и поведения обучающихся «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.

Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личными возможностями ученика и потенциалом их развития.

Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическим формами и содержанием учебной деятельности.

Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого – его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

С годами у учащихся при их положительном отношении к учению вырабатываются определенные приемы учебной деятельности. Когнитивный стиль – это относительно устойчивые особенности познавательной деятельности, своеобразные способы получения, переработки и воспроизведения информации.

В частности, выделяют такие виды когнитивных стилей, как рефлексивность – импульсивность, ригидность – гибкость познавательного контроля, узкий – широкий диапазон восприятия и переработки информации.

Рефлексивность или импульсивность характеризуют стили принятия решения в условиях неопределенности, когда требуется сделать правильный выбор из нескольких вариантов. Импульсивные учащиеся склонны быстро принимать решение без тщательного продумывания, рефлексивные, наоборот, решение принимают медленно, на основе тщательного взвешивания «за» и «против».

Ригидность или гибкость познавательного контроля связаны с трудностью или легкостью смены способа деятельности или переключения с одного способа предъявления информации на другой.

Узкий или широкий диапазон восприятия и переработки информации характеризует типические различия в объеме информации, который используется учащимися для оценки сходства или различия объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: