Психологические основы воспитательного воздействия

Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.

Успех применения любой меры воздействия в значительной степени зависит от того, становятся ли требования воспитателя также и требованиями воспитанника к самому себе.

Существенный момент общения – проявление внимания к ученику со стороны учителя. Умение видеть всех учеников на уроке появляется у молодых учителей уже через 7-10 уроков. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал, что он находится в поле внимания учителя.

Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться учителем в том случае, когда он не хочет из педагогических соображений придавать общению с учащимися официальный характер.

Более жестоко воздействует на учащихся требование учителя. На уроке учитель предъявляет ученику больше 30 требований. С каждым годом обучения в школе количество требований возрастает.

Аргументация снимает с требования окраску волевого воздействия учителя и придает ему характер общественных норм. Чем основательнее аргументация, тем большее общественное значение она имеет для детей, тем большее доверие их к требованию и тем большее желание у них возникает его выполнить.

Аргументации можно придать любой характер: нравственный, гражданский, эстетический. При выдвижении аргументации следует учитывать следующие положения:

1. Аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание, наставление.

2. Аргумент может быть заготовлен учителем, но для учащихся он должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную один раз аргументацию в прежней форме. Надо найти для нее новую форму.

3. Строя аргументацию необходимо учитывать возрастные и половые особенности школьников.

4. Нельзя использовать аргументацию-угрозу, которая не дает возможности школьнику увидеть в требовании социальный смысл.

Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что нередки случаи, когда самые правильные требования учителя воспринимаются учащимися превратно, приобретают для них неприемлемый смысл. Такое непонимание между взрослым и ребенком называется смысловым барьером. Смысловой барьер может возникнуть и тогда, когда одно и то же явление имеет разный смысл для учителя и ученика.

Возникновение смыслового барьера между ребенком и взрослым является серьезным препятствием в воспитательной работе и фактически уничтожает эффективность любых методов воздействия. Смысловой барьер может возникнуть по отношению к отдельному требованию и по отношению к определенному человеку или, что особенно опасно, по отношению ко всем взрослым людям и ко всем воспитательным воздействиям. Исследования показали, что наиболее частая причина возникновения смыслового барьера – это воздействие на ученика без учета мотивов его поступков и его собственного представления о действительности, о себе и своем поведении.

Относительно мер воздействия, связанных с формированием у детей адекватного поведения, основное правило заключается в том, что требование от ребенка определенных правил поведения должно сочетаться с научением его этим формам поведения.

Одна из главных форм воздействия учителя на учащихся – убеждение, основой которой служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса.

В отличие от убеждения внушение адресовано не к разуму и логике, а к чувствам, к готовности ученика получить инструкцию к действию, указание, распоряжение. На ученика действует не столько содержание внушения, сколько его форма – внешний вид учителя, интонация голоса, твердый взгляд и т.п.

Внушение бывает непреднамеренным и преднамеренным. В первом случае учитель не ставит специальной цели внушить что-то учащемуся, однако его состояние невольно передается и учащемуся. Преднамеренное внушение характеризуется наличием конкретной цели внушения. По содержанию внушения его делят на специфическое и неспецифическое. В первом случае ученику внушаются конкретные мысли и поступки, во втором – настроение, психическое состояние и т.п.

По способу воздействия внушение бывает прямым (или открытым) и косвенным (или закрытым). Прямое внушение характеризуется открытостью цели внушения и прямой направленностью его на конкретного ученика. Косвенное внушение опосредованно воздействует на ученика. Прямое внушение требует создания определенных условий. Внушающее воздействие будет более сильным, если исходит от хорошо знакомого учителя. Способствует внушению и доброжелательное отношение учителя к ученику, уверенность речи и вида учителя. Имеет значение и то, что внушается учащемуся. Чем младше школьники, тем более они внушаемы, поскольку у них слабо развита критичность мышления, сильно выражена эмоциональность, довлеет авторитет взрослого. Считается, что девочки более внушаемы, чем мальчики.

Если класс согласен с мнением учителя, то внушение отдельному ученику лучше проводить вместе с группой, так как групповое внушение сильнее индивидуального. Если же группа не принимает точку зрения учителя, то внушение надо проводить с глазу на глаз.

Принуждение как форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы недейственны или когда нет времени, чтобы их использовать.

Принуждение выражается:

1. в прямом требовании учителя к учащемуся согласится с его мнением и предлагаемым решением, принять готовый эталон поведения и т.п. при несогласии ученика с ними.

2. в выполнении распоряжения учителя.

Принуждение работает только в том случае, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет учителя в глазах принуждаемого облегчает выполнение распоряжений.

Одной из форм воздействия учителя на ученика является оценка его поступков и действий.

Действенными способами воздействия учителя на учеников являются поощрения и наказания.

Поощрение, как и наказание, воздействует не только на ученика, но и на класс, изменяя отношение его к ученику. В результате у ученика меняется самооценка, повышается или понижается уровень притязаний, активность, целеустремленность. Однако однозначной зависимости между поощрением и повышением активности, а также между наказанием и снижением активности нет.

Поощрение может осуществляться как морально (через похвалу, благодарность, проявление доверия), так и материально (награждение грамотой, призами и т.д.). Дети стремятся быть замеченными и отмеченными учителем, они чувствительны к его похвале. В связи с этим учителю нужно широко пользоваться такими формами поощрения, как доверие, расширение прав и обязанностей учащихся. Одна из форм поощрения – одобрение. Одобрить можно по-разному: словом, интонацией, мимикой, пантомимикой.

Одобрения, выраженные нестандартным способом (аплодисменты класса, шутливые призы и подарки и т.д.), надолго запоминаются учениками, создавая у них устойчивый положительный эмоциональный фон.

Наказание учащихся за проступки может осуществляться только в моральной форме в виде замечания, выговора, записи в дневнике и т.д. Однако при этом надо помнить, что наказание не должно преследовать цель унизить достоинство ребенка, опозорить его.

Устные замечания – оперативные средства дисциплинирования ученика на уроке. Они должны делаться в спокойной и тактичной форме. Не имеет смысла делать несколько замечаний одному и тому ученику: они утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

Выговор должен быть итогом принципиального обсуждения проступка учащегося. Без активной поддержки общественного мнения коллектива класса выговор не приносит пользы.

Наказание изменением отношения к учащемуся, отказ в доверии, «игнорирование» на уроке действенно в том случае, если у учителя сложились с учащимся хорошие отношения и ребенок дорожит этими отношениями. Использование этой формы наказания требует большого такта и мастерства учителя.

Наказание путем отстранения ученика от выполнения заданий учителя действенна в младших и средних классах, однако, используя ее, не надо перебарщивать: как только ученик осознает меру своего проступка, его надо вернуть к работе. Ошибку допускают учителя, которые заставляют долго стоять ученика, т.к. это приводит его к утомлению и это унижает его, вызывая протест. Он начинает развлекаться сам и развлекать класс, ища у него поддержку и сочувствие.

Наказания бывают традиционными или экспромтными. Наказания – экспромты нельзя повторять: они не действуют, т.к. меняется обстановка, в которой объявляется наказание. Наказание-экспромт используется тогда, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение группы.

Юмор – эффективное средство воздействия на людей. Юмор, шутка, используемая учителем на уроке, поднимает тонус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: