Предмет педагогики, ее задачи и методы исследования, основные категории

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» (пейда – ребенок, гогос – вести), что означает «детоводитель». Так в Древней Греции называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и на прогулку. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Как особая наука педагогика выделилась из системы философских знаний в начале XVII века.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Задачи педагогической науки:

· раскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами;

· изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

· внедрение результатов исследований в практику.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа (выяснение мнения как педагогов, так и обучаемых относительно тех или иных педагогических фактов и составление представлений о сущности и причинах этих фактов), изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической статистики, анализ педагогических идей и др.

Педагогика тесно связана со многими науками, в т.ч. с философией, психологией, физиологией, социологией, историей, этнографией и другими, поскольку решение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, результатов исследования других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Основные категории педагогики – воспитание, развитие, образование, обучение.

Воспитаниеэто целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитиеэто объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Образование определяется как процесс и как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования – обучение. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Обучение как процесс включает в себя две части: преподавание, в ходе которого происходит передача системы знаний, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование, т.е. деятельность обучаемого.

Человек сам способен приобретать опыт предшествующих поколений и создавать что-то новое, поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: