Сущность, содержание, закономерности, принципы и методы воспитания

Воспитание понимается как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом. Данный подход получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания, суть которого состоит в следующем: только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность, можно осуществлять действенное воспитание.

Сущность воспитательного процесса заключается в переводе внешнего (объективного) в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Содержание воспитания включает:

· умственное воспитание (овладение системой знаний, интеллектуальными умениями, развитие способностей системного мышления);

· нравственное(осознание нравственных ценностей, нравственная культура);

· экологическое (понимание ценностей природы, владение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, готовность к природоохранительной деятельности;

· эстетическое (система знаний, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценка прекрасного, умения и навыки художественно-эстетической деятельности);

· экономическое (знание экономических закономерностей развития общества, экономическое мышление и поведение);

· физическое воспитание – нормальное физическое развитие, укрепление здоровья, навыки гигиены).

К закономерностям воспитательного процесса относят:

· характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества;

· единство целей, содержания, методов воспитания;

· неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе;

· воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;

· воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;

· воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организации деятельности.

В процессе воспитания необходимо:

· проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью;

· открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиться успехов;

· выявлять положительные качества учащихся и опираться на них;

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

· побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность.

Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция воспитателя обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личной свободы, уважительным и демократичным стилем общения.

Выделяются общие принципы воспитания и частные. К общим или стратегическим принципам относят: принцип гуманизма воспитания, принцип культуросообразности, принцип личностного функционирования, принцип субъективного контроля, принцип веры в ребенка и др. Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учащимися, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с воспитанниками, поэтому принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности воспитанника.

Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника. Соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, поскольку он зависит и от других условий, однако нарушение принципа ведет к просчетам в воспитании.

Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучаемыми.

Имеются разные классификации методов воспитания, но все они обязательно включают:

· методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит обмен информацией (внушение, призывы, убеждение, диалог);

· методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показания ситуаций успеха);

· методы оценки и самооценки,с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказание, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Прием воспитания – это составная часть метода, звено в воспитательном процессе. Метод поощрения включает, например, такие приемы, как одобрение, похвала, награда.

Приемы воспитания можно разделить на две группы. К первой группе относятся приемы, корректирующие поведение, способствующие развитию новых положительных качеств и подавлению негативного в человеке: убеждение, забота, просьба, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры воспитанника в успех, доверие, вовлечение в интересную деятельность. Вторую группу составляют приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая у воспитанников стыд, раскаяние, намерение воздержаться от неблаговидных поступков.

Очень эффективным, развивающим личность фактором является самовоспитание, т.е. целенаправленная активная деятельность самого обучаемого, способствующая формированию у него положительных качеств и устранению отрицательных. Самовоспитание выступает, с одной стороны, как условие постоянного самосовершенствования, необходимого для эффективной и качественной учебной деятельности, с другой стороны, для педагогов как обязанность учить школьников или студентов постоянно работать над собой, целенаправленно руководить процессом их самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: