Закрытая ринолалия

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физио­логическом носовом резонансе во время произнесения зву­ков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, ле', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор ос­тается открытым и воздух проникает прямо в носовую по­лость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсут­ствует, они звучат как ротовые б, б', д, д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназаль­ный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звуча­ние гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в но­соглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы — чаще всего органические из­менения в носовом пространстве или функциональные рас­стройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изме­нения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (рино-фонии): переднюю закрытую — при непроходимости носо­вых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носог­лоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хрони­ческой гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искрив­лении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть след­ствием аденоидных разрастаний, рейсе носоглоточных поли­пов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у де­тей часто, но не всегда правильно распознается. Она возника­ет при хорошей проходимости носовой полости и ненарушен­ном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при орга­нических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назаль­ных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуко­вым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего дол-жНы быть устранены причины непроходимости носовой по­лости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимос­ти (например, после аденотомии) ринолалия продолжает про­являться, прибегают к таким же упражнениям, как при фун­кциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы по устранению ри­нолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носо­вого и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала уп­ражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и дли­тельного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губно-го смычного лс и переднеязычного смычного н.

Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основа­нии носа. Таким же образом упражняют гласные перед на­зальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при и) в силу носового вы­доха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школь­ного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в но­совой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосо­вые вибрации при образовании носовых звуков. Заключитель­ным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (п, бм; д — и).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: