Одной из важнейших форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, осуществляемые компетентными государственными органами.
Под проверкой ресторана понимается комплекс действий уполномоченных лиц, направленных на:
– установление соблюдения рестораном действующего законодательства;
– выявление правонарушений;
– пресечение правонарушений;
– применение санкций.
Объектами любой проверки ресторанного бизнесамогут являться:
– лицензии, разрешения, торговые патенты;
– сертификаты, гигиенические заключения;
– договорные отношения с контрагентами;
– непосредственная реализация продукции и предоставление услуг потребителям;
– ценообразование;
– контрольно-кассовые машины и порядок проведения расчетов с покупателями;
– персонал ресторана;
– бухгалтерский учет и уплата налогов исборов.
В современных рыночных условиях все действия контролирующих органов должны иметь правовой характер, а все проверки проводиться в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
|
|
Проверки деятельности ресторанов подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки ресторанов проводятся на основании и в соответствии с планами, утвержденными руководителями контрольно-надзорных органов.
Внеплановые проверкимогут проводиться на основе следующих документов:
– заявлений и жалоб потребителей, пострадавших от потребления некачественных товаров;
– сообщений по телефону в контролирующие органы (от граждан, предприятий, организаций и пр.);
– письменных обращений граждан-потребителей иобщественных организаций потребителей;
– материалов, опубликованных в средствах массовой информации.
Таким образом, в основном, поводом для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан.
Согласно Закону г. Москвы № 25 от 18 июня 1997 года «Об обращениях граждан» под обращениями граждан понимаются «изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан».
В настоящее время введен в действие Федеральный Закон № 134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который устанавливает общие правила и требования к организации и проведению мероприятий по контролю. Так, в частности, в Законе четко оговорено, что проверки различного рода должны проводиться только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), в которых указываются:
– номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
|
|
– наименование проверяющего органа;
– фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного на проверку лица;
– наименование ресторана, подлежащего проверке;
– цели, задачи и предмет проверки;
– правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, требования которых подлежат проверке;
– дата начала и окончания проверки.
Продолжительность проверки не должна превышать один месяц (кроме налоговых проверок), в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Кроме того, в отношении одного ресторана каждым органом государственного контроля плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в два года.
О результатах проведения проверки различного рода должна быть обязательно сделана запись в контрольном журнале с указанием контролирующего органа, должности и фамилии проверяющих; если по результатам проверки был составлен акт, об этом должна быть сделана отметка.
Акт о проверке составляется по форме, установленной для конкретных проверяющих органов, но в любом случае он должен быть подписан руководителем проверяемого предприятия, а в случае его несогласия с результатами проверки – он вправе отметить в акте (объяснении к акту) свои возражения, которые должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса о наложении штрафных санкций.