Заключение

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Особенности национальных парков позволяют им стать, по сути, особо ценными, хотя, естественно, не единственными территориями, для отработки практических шагов в деле гармонизации отношений природы и общества, внедрения в жизнь подходов устойчивого развития.

Такое значение национальных парков обусловлено наличием в их границах одновременно, как заповедных зон со строгим режимом охраны биоразнообразия, так и территорий предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности. Это позволяет апробировать здесь более совершенные методы хозяйствования при ведении сравнительного мониторинга их антропогенного влияния на все элементы природоохранного комплекса национального парка. Это также создаст базу для уточнения границ заповедных зон и территорий, предназначенных для регулируемой хозяйственной деятельности, а также режимов их охраны и использования.

Идею развития национальных парков, как изолированных от социально-экономического контекста островов дикой природы следует признать устаревшей. Наиболее актуален новый подход, когда национальные парки могут стать инициаторами и центрами реализации стратегии устойчивого развития, активно распространять этот подход на окружающие их территории и пользоваться всеми преимуществами такого позитивного лидерства.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Правовой режим конкретного национального парка определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Законодатель предусматривает единственное исключение – на территории национальных парков все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ведущих традиционный образ жизни.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.

Национальные парки, тем самым, содействуют устойчивому жизнеобеспечению местного населения путем расширения собственных возможностей в этой сфере, создают основу расширения своих территорий, глобальных экологических сетей, а также преодолевают состояние стихийно сложившихся конфронтационных отношений с местными социальными общностями.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 12. – ст. 1024.

2. Анисимов А.П. Экологическое право России. Курс лекций. Учебное пособие. Под ред. Анисимова А.П. Москва, Издательство «ПРИОР», 2003. – 190 с.

3. Бобров Р. Все о национальных парках. – М.:БЕК, 2005. – 367 с.

4. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Экономика природопользования, “Теис”, 2003. - 272 с.

5. Голуб А.А., Струкова Е.Б.. Экономика природопользования. –М.: Аспект Пресс, 2005. – 345 с.

6. Круглов В.В., Гармидер К П. Правовое регулирование организации и функционирования национальных и природных парков. Учеб пособие. Екатеринбург, 2005. – 450 с.

7. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. - М.: Мир, 1986. – 250 с.

8. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: БЕК, 2004. – 290 с.

9. Попов В.Л., Добрушин Ю.В., Максаковский Н.В. Как создать национальный парк. – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2006. – 145 с.

10. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов по экономике природопользования. Части I и II. - М.: Минприроды РФ, 2003. – 190 с.

11. Стратегия управления национальными парками России. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2006. – 136с.

12. Экономика природопользования. Под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Изд-во МГУ, 2004. – 290 с.

13. www.parkforest.ru - Московское городское управление лесами, официальный сайт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: