дакая в

ельный-ыр^^.о^Пв^сМм факты.!* *17

азования:» (С о с-|удьь-по

тт^згг


Кавычками отмечены слова, образованные детьми.

Учнтынаи направление словопроизводственных процессов, моя но разграничить три основных типа словообразования: прямо! обратное и заменительное. Шире всего распространено в детски речи (как и н нормативном языке) прямое словообразование, т. < образование производного слова путем прибавления словообразс нагельных морфем к производящей основе. Рассмотрим основны разновидности прямого словообразования.

1. Прямое словообразование

а) С помощью суффиксов в речи школьников образуются существительные от глаголов: осваивать-* «осваиватель» («Мы всей да будем помнить подвиг осваиватглей целины», соч., 8); кричать -4 «кричание» («Когда папа приходит домой, в доме стоит сплошная кричание», соч., 6); уезжать-* «уезд» .(«Уезд отца в командиров! ку» — пункт плана1); существительные от существительных орел -* «орлиха» («Орел с орлихой гонит Дон Кихота вниз»; соч., 6) ковер -+■ «коверчик» («На полу был постелен маленький коверчикА соч., 5) и т. п.; существительные от прилагательных: приятный --. «приятность» («Библиотека доставляет мне большое удовольствие и приятность», соч., 3); круглый-* «круглота» («Дело совсем Н< в круглоте спины», устн.,,5) и т. п.; прилагательные от существе тельных: студент -у «студентский» («Рядом с нашим домом сту-дентское общежитие», заметка, 5); лимон-*- «лимоновый»|(«У кленов листья зеленые, лимоновые, красные», соч., 4) и т. п.; прилагатель-* ные от глаголов: вышивать -* «вышивной» («Диван покрыт вышивщ ной накидкой», соч., 4); глаголы от существительных: плен ->-«пле-1 нить» («Тут пленят не пытками и железом, а^безразличием», соч.,7)а гитара-* «гитарить» («Я бы хотел научиться гитарить», соч., 5)-;| глаголы от прилагательных: ярый -* «яреть» («Ярея, медведь ки» дался на бочку», соч., 4); остроумный -* «остроумничать» («Мь* остроумничали, кто как мог», устн.,. 7); наречия от прилагательных костяной -* «костяно» («Она танцевала как-то костят, никому не понравилось», устн., Щ и т. п.

б) Способом прибавления приставки образуются глаго­лы от глаголов: стрелять -* «исстрелять» («Пограничник исстре­лял все пули», соч., 5); грести -* «погрести» («Костя и дедушка погребли к будке», соч.,- 2); прилагательные от прилагательных: сухой-* «несухой» («Хороший творог, совсем такой несухой»',' устн., 6).

в) С помощью постфикса -ся2 образуются глаголы от гла*

1 В соответствии с установившейся традицией (см., например: Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука, 1970) мы видим в по-1 добных случаях образования с использованием нулевого суффикса. В практике^ школьного преподавания такие образования'рассматриваются как бессуффиксаль-1 ные.

2 Постфикс -ся в практике школьного преподавания рассматривается каш суффикс.

н/пнщекать-* «пропускаться» («Дом, где я живу, весь засы-

и и.ими. В окна едва пропускается свет», изл., 4); врыть-*

м я» («Тут бы мне и конец пришел, да врылся в землю один

шенький корешок. Он и вернул мне жизнь», соч., 4).

11 I).^повременным присоединением суффикса и при-

II к и образуются существительные от существительных: спи-

наспинник» («Смотри, какой наспинник у собаки», устн., 5);

нагольные от существительных: палец -* «беспальцевый»

пили па труде беспальцевые перчатки»,заметка,5); талант-*

1.ТИТЛИВЫЙ» («Как же я буду учиться влпкояе, если я такой

чттливый», заметка,,^; глаголы от существительных: вес-*

кч-ить» («Змей Горьшыч даже умел свое тело обезвесить»,

II; глаголы от прилагательных: голый—* «оголеть» («Нижние

говеем оголели, а верхние еще в листьях», сеч,< 5); лысый-*

пть» («Сережу вчера всего облысили», устн., 6); глаголы от

юв: лаять -* «подлаивать» («Альма лает, а*тценок ей подлаи-

!., 4);.наречия от прилагательных: одинаковый-* «по-оди-

1му» («Они все были одеты по-одинаковому», соч^~5),

()дповременным присоединением суффикса и пост-

■ а образуются глаголы от существительных: фен -* «фенить-Мама фенится, скоро будет готова», устц*^^; глаголы от

при 1.п.цельных: румяный-*■ «румяниться» («Садовая малина ру-Ннншпся среди зелени», соч., 4);

1) ()дновременным присоединением приставки и пост-с а образуются глаголы от глаголов: шить -*■ «расшиться»

■ к расшилась, что даже не слышала звонка», уйв**^; дру- "I шиь ► «раздружиться» («Мы с Валей дружим уже четвертый год и Никогда не раздружимся», сач^,..!);.-

| ()дновременное присоединение приставки, с у ф-п постфикса встречается в делездай речи редко: тщцлявый — «струхлявиться» («Пень весь струхлявился и разва-. соч., 4).

2. Обратное словообразование

.не были приведены разнообразные случаи прямого слово-

шаппи. Конструируя слова, дети часто прибегают и к дру-

рпгмам словопроизводства: используют путь обратного, а так-

юнительного словообразования. Оба эти приема знакомы

пшюму языку, но занимают в нем гораздо более скромное

обратного словообразования1 также можно предста-решение пропорционального уравнения, только «иско-

рнтмом словообразовании см.: Шанский Н. М. Очерки по рус-"Ч>.| юванию. М.: Изд-воМГУ, 1968, с. 291—295; Улуханов И. С. '» пси,пая семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: 71-82.


мое» слово занимает позицию не производного, а производящее^ в левой части: «нога: ножка = X: ложка», X = алога»1.

В основе данного явления чаще всего лежит неверное, т. е. нщ' совпадающее с принятым, членение того слова, которое занима^И место второго компонента правой части. Либо непроизводная, не; членимая с точки зрения современного языка основа осмыслива­ется как производная и членится на морфемы (ср. детское членение лож-к-а и нормативное ложк-а), либо производная основа члене ся не так, ка*Гв нормативном языке (ср. детское членение огур-чЩ и нормативное г огурч-ик с чередованием последнего согласного корня ц/ч),\ Наиболее распространенные случаи обратного словооб-^ разования — отбрасывание суффиксов, приставок, постфиксов.

а) Примеры отбрасывания суффиксов: кудряш ка-> «кудряха» («Все волосы пригладились, только одна кудрям торчит», устн.у 5); взыскан ие -> «взыскать» («Ты. говоришь, чтс на него наложили взыскание. А за что его взыскали?», устн.,7|

б) Примеры отбрасывания приставок: рщхраб' р.шпься -у «храбриться» («Катя сказала, что в следующий раз мь| расхрабримся и испечем пирог. А по-моему, и храбриться для этого не нужно», заметка, 6). Особенно часто отбрасывается чаев тица-приставка не-, которая в ряде случаев выделяется в словщ лишь этимологически: небрежно ->- «брежно» («Вы извините, я не-1 брежно написала свое письмо. То есть, не очень брежно», письмо, 6). и

в) Отбрасывание постфикса — самый распро-Я страненный случай обратного словообразования в детеквй речи.Я Если отбрасывание суффиксов и приставок встречается преиму-Я щеетвешю в речи дошкольников и_.мдадших.школьников, то слу-Я чаи отбрасывания постфикса зарегистрированы даже в сочинениях!! абитуриентов. Чрезвычайная распространенность этого способаЯ объясняется тем, что любой возвратный глагол, в том числе и ут-Я ративший производящее слово или потерявший с ним смысловуюЯ соотносительность (например, смеяться, биться и т. п.), продолжает! члениться на морфемы с той же определенностью, что и прочие! глаголы. Это обусловлено особым расположением -ся — в абсо-в люгном конце слова, после окончания. Особенно часто путем от-1 брасывания -ся дети как.., бы стремятся создать так называемую! каузативную пару, т. е. сконструировать глагол, который по от-| ношению к возвратному глаголу можно было бы рассматривать! как имеющий значение «каузировать (причинять) действие, на-1 званное возвратным глаголом». Например, глагол распускаться} имеет значение «прорастая, раскрываться (о цветах и почках)».! В нормативном языке нет каузативного глагола соответствующего] значения, однако в сочинении пятиклассника встретилось пред- ■■

1 Для большей простоты и наглядности мы поместили в левой части кон- ] кретиую пару слов, связанных'отношениями производности. Не следует, однако, думать, что обратное словообразование осуществляется всегда по конкретному;; образцу: напротив, здесь, как и в случае прямого словообразования, чаще всего \ Производство слов происходит по модели.

слово распускать употреблено именно в данном смыс-»|,Т1 роза говорит им: «Эй вы, деревья, не распускайте свои 1И давайте плоды!» Аналогичным значением каузации дей-|дают глаголы отражать и прикасать в следующих при-II1 устной речи семиклассников: «Это учительница отража- Квши поведение на -оценках в четверти» (ср. «поведение 1Ся на оценках»); «Чтобы произнести этот звук, мы прика-к чубам» (ср.«язык прикасается к зубам»). Иногда школьни­ки лют-ся у глаголов с собственно-возвратным значением. ЧИ1ШИ1ЙСЯ невозвратный глагол употребляется с местоиме-I, значение, которого идентично значению отброшен-фикса: «Ягненок стал себя оправдывать, говорить, что гит» (соч., 5). Путем депостфиксации образуются не толь-|дные, но и непереходные глаголы, напр.: «Лед на реке трескает» (соч., 4). \

3. Заменительное словообразование рй! нространены в дея-ешн речи и такие случаи, когда одно сло-я от другого не путем прибавления или вычитания ' и путем замены одной морфемы другой1. Чаще всего за-и приставки. Так, от глагола раскидываться образован I идываться»: «На этой кровати очень удобно спать. Мож-I стенке укидываться» (сйяйЗД от глагола исключить — ключитьк. «Его сейчас исключили из тренеров, но потом пи ять включить» ^письмо-; 6).

4. Многоступенчатое словообразование | иытны случаи одновременного использования двух, трех, и четырех словообразовательных моделей. Возникают мно-чач'ыс образования, причем прямое словообразование мо-гаться с обратным; обратное — с заменительным и т. п. | образовании глагола «вышиваться» использованы три I к тигельные модели: вшить ->- «вышить» — замена при- чышшпь->■ «вышиться» —/постфиксация; вышиться-*- — суффиксация: «Я'вшила молнию в брюки, а она

шшиштся» (устн., 7).

| I, ВИДОИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ НОРМАТИВНОГО ЯЗЫКА

юш> представляет собой единство внешней стороны 1Лочкн) и внутренней стороны (значения). Усвоение^ > 1ся в усвоении обеих его сторон в их взаимосвязи, п щ,ном словообразовании в нормативном языке см.: У л у х а -иообразовательная семантика в русском языке, с. 63—71; М и -М Л. К образованию слов путем смены префиксов. —Ученые за-гос. ун-та им. Н. И, Лобачевского, 1970, вып. 114.


П процессе овладения языком видоизменению может подвертя СЯ как одна, так и другая сторона слова. Видоизменение внутреЯ стороны слова (значения) приводит к возникновению семантм ких ошибок (см. с. 93—100). Здесь анализируются явления, Л занные с видоизменением звуковой оболочки слов.

Видоизменению чаще всего подвергаются слова, лишенные современном языке внутренней формы1. Наличие в слове внутрГ ней формы облегчает его усвоение и запоминание. Благодаря Ь личию внутренней формы слово осознается как элемент лексичеси системы языка, связанный с другими элементами словообраЯ вательными отношениями. Стремление же к систематизации яЯ ковых фактов — одна из основных особенностей усвоения родщ го языка. Именно поэтому дети так настойчиво ищут внутренн форму слов2.

Звуковая оболочка слов, лишенных внутренней формы, ь принимается как абсолютно произвольная и поэтому легко моя быть изменена. Следует различать два типа видоизменения зву| вой оболочки слова: а) случайное и внутренне никак не обоснов* ное видоизменение звучания слова; б) видоизменение звучанн связанное со стремлением наделить слово внутренней форма-, Приведем примеры видоизменения первого типа: «После урош нас повели в реклеацию» (соч., 5); «У стола на полу лежит красив) полает» (соч., 6). Видоизменение второго типа встречается гораЗ чаще. Звуковая перестройка слова с целью вернуть ему моти! рованность — явление, широко известное и за пределами детск речи. Оно получило название «народной этимологии».

Чаще всего перестраивается та часть слова, которая осознаете в качестве его корня. Благодаря этому слово получает возмоЯ ность соотноситься с другим словом нормативного языка, осмвГ ленным как производящее, Так, ученик IV класса назвал мон! ров «ремонтерами». В сочинении третьеклассника встретилось с! во «деньмонстрация»: «Скоро мы всем классом пойдем на деяьлЛ страцию». Видоизменение звуковой оболочки слова связано I стремлением подчеркнуть несуществующую связь этого слова I словом день. \

Любопытно, что в качеств^ носителя определенного значен! в этих новообразованиях выступает корень, что же касается слои образовательных морфем, то они оказываются семантически н< определенными и часто даже не имеющими соответствий сред

1 Под внутренней формой слова обычно понимают выводимость его значен^ из значения другого слова современного языка, выступающего по отношению к да иному в качестве производящего. Так, слово сахарница может быть истолковав] через слово сахар («посуда для сахара»), слово читатель — че^ез читать и т. ц Нетрудно видеть, что внутренней формой, т. е. живой мотивированностью знача ния, обладают производные слова. Лишены внутренней формы слова, заимствс| ванные из других языков, а также те из исконно русских слов, которые утр тили свои производящие, т. е. превратились в непроизводные..

5 Богатый материал, отражающий данное явление, собран в книге К- И. Чэд ковского «От двух до пяти».

р(|*м нормативного языка. («-монстра-II семантической определенности корня до-■ кто было осмыслено как занимающее и'ксичоскон системе языка, иияотмснению подвергается приставка, причем (ичасти выветрившимся значением заменяется феделенной. При этом внутренняя форма чегко. Ср. слово нормативного языка под- ■прилизываться» («Мне Маша не, нравится, прилизывается», заметка, 5). Ср. слово поскользнуться и детское «подскользнуться» и и чуть не упала», соч., 4). Ср. также «отпустить I и опустить письмо в нормативном языке.

мочению подвергаются и сложные слова:,:}), вместо близорукий; «полуумный» (устн., 7)

с четкой связи со своим прототипом — тем или юрмативного языка — позволяет отличить это яв-. пенно словосочинительства. Ср. два детских наи-шииы — «Сверлилка» (словосочинительство) и (видоизменение слова, «народная этимология»), 1и приведены примеры собственно детских («систем-ЮШ.1Х ошибок. Видоизменение слов нормативного языка ню и с воздействием просторечия. Здесь также > различаются два случая: а) случайное, внутренне пошитое видоизменение звучания слова1: «нагинать-, «здеся», «вчерась», «сдалека», «отымать», «одежа», жать», «взади», «кое-никак», «сдумать», «откудова», печь», «скипятить», «скопать» и т. п., б) видоизмене­нии ооолочки слова, связанное со стремлением наделить иней формой»: «спинжак», «гульвар», «полуклиника», шпь», «приписать лекарство», «переспектива», «перетру-1111 и мешка» и т. п.

,ч,1С о видоизменении слова нормативного языка можно говорить

условном смысле, имея в виду сложившееся в современном языке

ппг между литературными и просторечными словами. С исторической

некоторые из просторечных слов древнее их литературных экви-

| (иипример; пужать первично по отношению к пугать). В других слу-

......речные и литературные слова проникли в современный язык из раз-

п (одежда — старославянское по происхождению слово, одёжа — "). Некоторые из просторечных слов (здеся, сдалека, кое-никак и Ир1.......1 из диалектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: