Следует различать: 1) образование слов по конкретному т разцу; 2) образование слов по модели1.
В первом случае при образовании слова копируются семантиче; кие и формальные отношения между конкретной парой слов, в ходящихся в отношениях «производящее — производное». Образе^ вание ребенком слова можно представить как решение пропорци нального уравнения с неизвестным в правой части: «рука: рукав Ш нога: х»; х — «ногав». Именно так четырехлетний мальчик назва штанину своего комбинезона, («Рукав я нашел, а вот ногав никак \ найду»). Словообразовательную структуру слова зимовать кот рует слово «весновать»: «Ласточки зимуют в Африке, а весну ют где! (устн., 1). Характерно, что слово, послужившее образцом, чай всего названо в предшествующем контексте. По конкретному о| разцу конструируют слова дошкольники, в ряде случаев — мла,г шие школьники.
Почти все самостоятельно сконструированные школьником сл_ ва представляют собой образования по модели. Образование слоМ по модели также можно представить в общем виде как своего род решение пропорционального уравнения, однако левая, исход] ная часть содержит не конкретную пару слов, связанных отнош... ниями производное™, а словообразовательную модель, отвлечен ную схему конструирования слов, представляющую собой результа обобщения большого числа тождественных словообразователь ных пар. Например, «глагол со значением'действия: существителв ное с суффиксом -тель, имеющее значение «лицо, выполняюще данное действие» = развлекать: х»; х — «развлекатель»: «Миша-Я настоящий друг. Когда я в прошлом году болел, он был мне помои! ником и развлекателем» (заметка, 5). Ср. образованные по той ж(модели слова нормативного языка: писатель, читатель, хранител{ и т. п.
|
|
Анализ большого числа самостоятельно сконструированные детьми слов показывает, что все они образованы по высокопро
современного языка. При этом, как правило,
н,1м моделям ^^—-____ ____
пити-и основные фонетические закономерности, связанные 1' ппкшбразованием, например чередование последних звуков ним ((/(///ся -> «щучонск», ср. волк -> волчонок). Все без исключение новообразования не только не противоречат сло-■атслыюй системе современного языка, но, более того, ПЮ порождены ею, представляя собой реализацию ее потенци-о шожностей, выявляя скрытые ресурсы словообразования. 1М случае возникает новая комбинация морфем, неизвестная Мативному языку, сами же морфемы, равно как и способы их нения, не изобретаются, а берутся готовыми из языковой си-|' Именно поэтому любое детское слово в принципе узна-мы понимаем его, значение, хотя не встречали его раньше.
|
|
и более того, будучи порождены " нормой,
ни мы'
... противореча системе языка цетские новообразования расходятся с языковой норма ильку представляют собой преодоление налагаемых ею запр """"""^ чппАрм3: К большинстве случаев запрет не я
щи ил сочетаемость морфем2.'.В большинстве случаев запрет не яв-
ни семантически мотивированным: данное
I ПИ формально, НИ смашпчлли ™м.*,~
шие морфем не употребляется просто в-силу < пин, хотя все условия для его возникновения имеются. В |'п словообразования расхождение между системой и нормой' I особенно ощутимо: имеется огромное число «незаполненных 1Т0К». Детское словосочинительство представляет собой главным процесс заполнения «пустых клеток». См. таблицу:
1
|Дшц«е слово
Производное
кричать, тстеть и шкать Ваяться
крикун свистун, «плакун» «боюп»
Словообразовательное значение
лицо, склонное к выполнению действия, названного производящим глаголом
ШШПЬ
I троить причесаться
'перешить перестроить «перепричесаться»
повторно, заново произвести действие, которое названо производящим глаголом
чнкюр
водный рыбный «пианинный» «телевизорный»
относящийся к тому, что названо производящим существительным
См.: Лопатин В. В. Рождение слова. М.: Наука, 1979, с. 94—95.
Импровизируемое мною слово... уже'с^. юменты встречаются в синтагмах п и,ими по сравнению с самой воз ' И Курс общей лингвистики шин). М.: Прогресс, 1977, с. 5 ' Поскольку нарушаются словообр-очинительства к разряду словообр
рУуву^-ппхмшизльнп в языке:.-_. -г. х\т есть факт
ошибочно думать, что процесс словотворчества приурочен точно к шпкиовения новообразования; элементн»нозрг1о©1рвё:были даны уже ------- ""'°'с\Ч11§?х|1даьлв*1 '" ~
кн.: Со с«е