но, как велико количество слов, самостоятельно констру-мх детьми. Особенно активен процесс словотворчества в до-пом возрасте1, не затухает он и в последующие годы. Чем ястся это явление? 1ЖДое слово употребляется для наименования того или дру-шления (вещи)., Используемые в нормативном языке слова шшшют собой узаконенные, традиционные названия определи иных явлений (вещей). Наименование вещи есть нечто внешнее и' отношению к самой вещи. Не случайно существуют ве-пи, имеющие не одно, а несколько нормативных наименований ^ишфимер, бегемот и гиппопотам); с другой стороны, есть явления,.ю однословных названий (например, в русском языке нет английскому —"
Ошибки могут быть также классифицированы по виду речева деятельности, с которым они связаны. Различаются ошибки г ворения и ошибки понимания. Связь между ним! подлежит сомнению: синтез речи неотделим от ее анализа. Ошибке говорения (мы используем этот термин в условном смысле — пр менительно не только к устной, но и к письменной форме речи) б лее очевидны, так как поддаются непосредственному наблюдени* фиксации. Ошибки понимания выявить труднее; как правило, дд этого требуется проведение специальных экспериментов. Чаи| всего встречаются лексико-семантические ошибки понимания, з, ключгющиеся в неверном (т. е. не соответствующем норме) опред лении значения слова: первоклассный — «тот, кто учится в перв' классе»; дворовые — «те, кто служит при дворе царя или короля! Неверно могут пониматься и грамматические значения. Мног8 ошибки говорения прямо обусловлены ошибками понимания: © ли, например, учащийся неверно понимает значение того или иног1 слова- нормативного языка, то он может неверно использовать 'щ в своей речи. Объектом описания в данном пособии служат ошиб говорения; ошибки понимания рассматриваются лишь попутно только в тех случаях, когда они объясняют те или иные ошиб? говорения.
|
|
. соответствующего английскому глаголу 1о ккаге— «ка-и пл коньках»). Овладевая языком, ребенок знакомится с
мир
па коньках»), ____„_
щнонными наименованиями явлений, учится соотносить
и п и мир слов. Однако первоначально мир вещей, который
окружает, гораздо шире круга известных ему названий2.
"■пик прибегает к словотворчеству,, чтобы дать наименование
млениям, нормативные названия которых ему еще неизвест-
ш /том образованное ребенком слово становится синонимом по
еппю к соответствующему слову нормативного языка (ср.
.иатель» и суфлер, «боюн» и трус). Существуют и чисто
дорические причины, объясняющие активность словообразо-
.|п.1 х процессов в детском возрасте. Они связаны с устрой-
|
|
юлгопременной памяти, которая включает несколько зон3.
^ ТТОГ1/П ппепппиЗВОДИМЫе СЛО-
^
Д. но
ш риой тоне расположены наиболее легко воспроизводимые горой — такие, которые воспроизвести труднее, и т.
ни 11П.П1 говорящий (пишущий) пользуется не только первой,
ш юнами, неопытный (в данном случае ■— ребенок) извлеки только из ближайшей зоны. В процессе совершенство-I чп происходит как расширение самих зон памяти, так и
щит навыка пользования словами из более отдаленных зон.
• ПО приводит к постепенному затуханию словотзбразователь-
.1* процессов.
^^^^^ языке* отсутствует однословное название
ни иной '~ ™ —"~^«<лй
кдепный»
III II II I I_____________
I щип тряпки? Д К'
1п и нормативном,.„..__ _. „
вещи, детское словотворчество носит до некоторой
кденный» характер. Сконструированное ребенком
п гаких случаях синонимов в нормативном языке:
тки? А кто поливальщик цветов?»
......| I II К01 п
словотворчества приведены в книге
()| ДИУН ДО 11)1 III
и, 'по и. гречш |' | и обратная ситуация: ребенку известно
~ч.«ионмеиппйние ОТНОСИТСЯ.
В нашем пособии стилистические ошибки подробно не рассматриваются!
шв, но пони ш' нннчтпи вещь, к которой это наименование относится.линч |.ичкг иорождшеп речевые трудности (см. с. 93).
и и и и II II. 11| ПМ..И111 Нисские основы развития речи.—В кн. | и ил м Просвещение, 1966, с. 1
Описанные выше случаи в совокупности представляют соа явление, которое можно назвать собственно еловое ч и и и I ''.1 ь с т в о м. _
Возм '•• на и иная ситуация. В нормативном языке имеется нЯ звание нети, и оно,Несомненно, известно ребенку. Однако слй| воспроизводится им неточно, его звуковая оболочка в больше пли меньшей степени перестраивается (ср.: «лампажур» и абажщ «прилизываться» и подлизываться}. За этим явлением, представляв щим собой своеобразное сочетание образования'и врспроизведени с/юиа, закрепим наименование, видоизменение слои нормативно г о, языка
\§ 1-