Титул 1. Об иске к хозяину корабля

1. (Ульпиан). … Так как мы вследствие необходимости в морских перевозках заключаем договоры с капитанами (кораблей), не зная их (юридического) положения и кто они, то было справедливым установить, чтобы тот, кто назначил капитана корабля, нес ответственность, как отвечают те, кто назначил заведующего лавкой или каким-либо делом: ведь заключать договоры с капитаном корабля более необходимо, чем с заведующим. Обстоятельства допускают, чтобы данное лицо выяснило положение заведующего (лавкой) и на этом основании заключило договор; не так в отношении капитана корабля, ибо условия места и времени иногда не позволяют более полного обсуждения. … § 3. Капитаны назначаются для того, чтобы заключать договор найма для перевозки товаров или пассажиров и для покупки снастей; но если даже (капитан) был назначен для покупки или продажи товаров, то он в этих делах обязывает хозяина корабля. § 4. Не имеет значения, к какой категории людей относится капитан - является ли он свободным или рабом, рабом хозяина корабля или другого лица; и не имеет значения возраст (капитана) - тот, кто назначил, должен вменить себе... § 7. Но не во всех случаях претор дает иск к хозяину корабля, но в отношении лишь тех дел, для которых назначен капитан [т.е. если он назначен], например: чтобы [сдавать корабль для перевозки груза или] чтобы покупать предметы, необходимые для плавания, или если заключен договор о ремонте корабля, или произведены на это расходы, или если корабельщики требуют за свою работу... § 12. Итак, данные капитану при его назначении указания дают определенное правило контрагентам. Поэтому если капитан назначен только для того, чтобы взимать провозную плату, а не для того, чтобы заключать договор найма (судна), так как сам (хозяин) уже сдал судно, то хозяин не несет ответственности, если капитан сдал судно; или если капитан назначен только для заключения договора найма, а не для взимания платы, то следует сказать то же; или если (капитан назначен) для того, чтобы он сдавал судно для перевозки пассажиров, а не товаров или наоборот, то капитан, вышедший за пределы этого, не обязывает хозяина. Но если капитан назначен, чтобы сдавать судно для перевозки определенных товаров, например овощей или конопли, а капитан сдал судно для перевозки мрамора или других строительных материалов, то следует сказать, что хозяин не отвечает...

5. (Павел). Если ты имеешь капитаном того, кто находится в моей власти, то мне принадлежит иск к тебе, если я заключу договор с этим лицом так же, если (капитаном) будет наш общий раб.

Титул II. О Родосском законе о выброшенном в море

2. (Павел). Если с корабля, находившегося в беде, произошло выбрасывание (груза), то собственники утраченных товаров, если они сдали товары для перевозки, должны предъявить к капитану иски, вытекающие из найма;затем капитан может предъявить иск, вытекающий из сдачи внаем, к прочим, чьи товары остались в целости, дабы ущерб был распределен в соответствующих частях. И Сервий сказал: к капитану должен быть предъявлен иск из найма, чтобы он удержал товары прочих пассажиров, пока они не возместят (соответствующую) часть ущерба. Если даже капитан не удержит товары, то он, само собой разумеется, будет иметь иск из найма против пассажиров... §1. Если товары сохранены, но корабль потерпел повреждение или утратил что-либо из своего снаряжения, то не следует делать какого-либо сбора, ибо положение вещей, которыми снабжен корабль, иное, чем (вещей), за которые получена плата: ибо если кузнец сломает молоток, то это не ставится в счет тому, кто нанял его для работы, но если это повреждение произведено по воле пассажиров или вследствие какого-либо страха, то это должно быть возмещено. § 2. Если многие купцы погрузили на корабль разные виды товаров и на этом же корабле совершают плавание многие пассажиры, рабы и свободные, и если вследствие сильной бури по необходимости было произведено выбрасывание, то возникает такой вопрос:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: