Перевод
право народов
(jus gentium) - в Древнем Риме правовая система, сложившаяся при разрешении споров между иностранцами (перегринами) и римлянами, но так и оставшаяся частью единого римского правового комплекса. Синоним - перегринское право.
* * *
(лат. jus gentium; англ. law of nations/people) - 1) система норм, включавших нормы римского права и нормы, заимствованные из права др. государств, с которыми римляне имели деловые соглашения (особенно из греческого права), действовавших наряду с римским правом в римских провинциях и регулировавших основные имущественные права перегринов (чужеземцев, живших на римской территории). Особенности применения П.н. известны из египетских папирусов и сирийского кодекса законов; 2) правовые обычаигерманских племен (варварские правды), кодифицированные под названием законов, напр., Салическая правда, Рипуарская правда и др.
8- • Источникиримскогоправа — этоформызагрезненияивыраженияправовыхнорм,имеющиеобщеобязательноезначение.
Римскому частному праву известны следующие виды источников.
|
|
2.Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а;
Римские юристы так говорили об обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
3. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либовида (куриатного,трибутного,центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
По структуре закон можно разделить на тричасти',надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержаниезакона и санкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д. 1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая 1.1.4) — далее — Гай.
Сенатусконсулъты приобретают значение источника права со
II в. н.э. "Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенату сконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5. 'Указимператора есть то; что постановил император или декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5). Декреты — это решенияпосудебнымделам. Эдикты - постановленияобщегохарактера. Рескрипты содержали в себе ответынаразличныевопросы. Существовали также мандаты, в которых были
инструкциидолжностнымлицампосудебнымделам.
Указы (конституции) 27.
6. Эдикты магистратов —специальныеакты,вкоторыхдолжностноелицоизлагалопринципысвоейдеятельностиилирешенияпокаким-либовопросам.
Эдикты могли издавать преторы,правителипровинций,куруль
ныеэдилы. Эдикты претора развились из преторскихформул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдиктпреторасодержалвсебепереченьусловий(обстоятельств),прикоторыхпреторпредоставлялсудебнуюзащиту.Вэдиктебылиособенностииусловияконкретныхисковитиповыеформулыисков.
Курульные эдилы —чиновники,призванныеобеспечиватьорганизациюторговлинарынке. В процессе своей деятельности они могли издавать обязательные для торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В 308 г. до н.э. ГнейФлавий сделалобщеизвестнымиисковыеформулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
консультирование:
составление и оформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон. Ответыюристов представляли собой мненияихпотомуилиино
мувопросупримененияправа. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций. До времен императора Августа указанные мнения имели част
ный характер. Август же далправонекоторымюристамдаватьтолкованиезаконовпозапросам,поступавшимкнему. Эти акты толкования получилисилуимператорскихтолкованийибылиобязательныдлясудей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: "Еслимненияэтихлицсходятся,топриобретаетсилузаконато,вчемонисогласны.Еслижемненияюристовнесогласнымеждусобой,тосудьепредоставляетсяправоследоватьтомумнению,котороеонсчитаетсамымлучшим"
(Гай 1.1.7). В итоге правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства вы
явил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попытка кодификацииправа императором Феодосием. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был создан кодекс Феодосия 16. императореЮстиниане была проведена новая масштабная
и всеобъемлющая кодификация римского частного права. В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состоявший из императорских конституций; в533 г. были составлены Дигесты (Пандекты), Институции.
Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания.
По окончании кодификационных работ Юстинианом был из
дан еще ряд законодательных актов, которые затем были объединены в сборник под названием "Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали
Corpus iuris civilis.
|
|
|
|
9- Обычноеправо — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
а;
Римские юристы так говорили об обычае:
"Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты. 1.3.32.1) — (далее по тексту - Д.);
"Долгоприменявшийсяобычайследуетсоблюдатькакправоизаконвтехслучаях,когданеимеетсяписаногозакона4 (Д. 1.3.33);
"Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
"Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
10- Согласно наиболее общему юридическому определению, «законы — это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Таким образом, в римском праве законом считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суверенной воли римского народа, реализованное через сложившиеся государственные установления.
Закон должен представлять оформленное выражение общей воли римского народа — «закон есть приказ и распоряжение народа». Соответственно силу закона lex могли получить только постановления учреждений, признанно воплощавших весь римский народ. Помимо основной формы — решений центуриатных комиций, законом считались постановления плебса — plebiscitum (или «приказ и распоряжение плебса»), решения Сената — senatusconsultum, конституции государя (или «приказ и распоряжения римского народа», переданные через посредство делегированной государю власти).
|
|
Закон должен представлять согласованную волю римского народа относительно общих по своему значению вопросов, относящихся к «публичным делам». Предписания закона должны быть возможно более всеобщими, и, соответственно, смысл законного регулирования понимался также ограничительно. Lex — это подтверждение какого-либо торжественного политического акта, факта делегации полномочий, удостоверение факта выборов, узаконение полномочий должностного лица. Lex — это регламентация правовой ситуации, касающейся тех отношений, которые входят в область интересов «публичных дел» (а не, например, нравственных или идейных, культурных и т.п. коллизий). Lex — это определение общих правил формирования отношений между лицами, имеющими правовое значение, процедуры использования тех или иных прав, привилегий, конкретнее — объектов прав и полномочий и т.п. Наконец, lex — это регламентация условий совершения юридических действий, а также всего того, что придает отдельным элементам этих действий общеправовое значение (признание доказательственного значения за тем или иным фактом или, напротив, отрицание такового и т.п.).
Закон должен представлять индивидуализированное выражение всеобщей воли относительно общих вопросов — это требование составляло существенную особенность представления о содержании и направленности закона в римской юридической культуре. В единичном законе (законодательном акте) не могут охватываться разные по своему применению вопросы права (например, нельзя регулировать одним законом вопрос опеки и освобождение от тяжких уголовных наказаний малолетних преступников, хотя бы и то, и другое имело в виду интересы одних и тех же субъектов правоотношений — несовершеннолетних). Это, прежде всего, было связано с характером судебного правоприменения в Риме: с наличием разных судебных органов по разным категориям дел. Но в не меньшей степени было и общеправовым требованием к законотворчеству как делу весьма ответственному: избыточный закон не только не создает нового права, но вредит старому праву. Равно нельзя было предлагать издание законов во всеобщих, не нормативно-регулирующих по своему содержанию формулировках. «Законов сила есть повелевать, запрещать, разрешать, наказывать» — и если предположение не заключало в себе вполне конкретного запрещения, повеления, разрешения, предписания о наказании (безразлично, касалось ли это абстрактного множества субъектов права, определенного числа или даже единичного человека — силу lex могло иметь «распоряжение народа» и по отношению к отдельному индивидууму), то такое законодательное предположение не могло стать полноправным законом, согласованным со всеми канонами права.
12-
13- Сенатусконсульты - постановления сената; законы периода принципата.
14- Императорские конституции
32. Виды конституций. В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:
а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
б) декреты - решения по судебным делам;
в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;
г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.
Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.
33. Codex Gregorianus. В конце III в. (295 г.) был выпущен Codex Gregorianus, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот Кодекс не сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников (Fragmenta Vaticana, Collatio legum Mosaicarum et Romanarum, lex romana Visigothorum, lex romana Burgundiorum).
Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот Кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.
34. Codex Hermogenianus. Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй Codex, названный Hermogenianus по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого Кодекса не могут быть восстановлены.
35. Codex Theodosianus. Первым официальным собранием конституций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодосий II (402 - 450 гг.) или, вернее, его правительство имело широкие кодификационные планы - опубликовать сборник императорских конституций со включением ius, т.е. произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II Валентинианом III. Несмотря на то что Кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в Средние века, так и в Новое время.
Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.
В Кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частноправовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т.п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.
16- Эдикты римских магистратов
Эдиктом в Риме называлось всякое распоряжение магистрата, объявленное им устно (ранние Э.) или письменно (позднейшие) во всеобщее сведение. По своему содержанию Э. обнимали собой приказания, запрещения и обещания магистратов, касающиеся управления и правосудия, общего или специального характера. Право издавать Э. (jus edicendi) принадлежало всем высшим магистратам, а из низших — трибунам, эдилам и квесторам (см.). Из Э., сведения или отрывки из которых сохранились до нас в памятниках древней римской жизни, особенно важное значение для развития римского права имели Э. претора (см.) и отчасти эдилов.
17- В период принципата и домината эдикт стал видом императорского закона. Во II веке н. э. римский юрист Сальвий Юлиан составил окончательный текст преторского эдикта («вечный эдикт») по указанию Адриана.