Семинарское занятие № 5 по теме 5 «Уголовное право в Древнем Риме» - 2 часа

Цели и задачи: изучить место и роль уголовного права в системе Римского права.

Вопросы к обсуждению:

1. Виды преступлений в период республики и империи.

2. Отдельные виды преступлений: измена, убий­ство, кража, грабеж.

3. Преступления против "величия римского народа".

4. Виды наказаний: смертная казнь, ссылка, сопряженная с каторжными работами, высылка, тюремное заключение, изгнание, телесные наказания, штрафы и конфискации, позорящие наказания.

5. Судебная власть судей и жрецов-понтификов

6. Судебная власть народных собраний.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Римские юристы о значении умысла для наказуемости».

Источники:

- обязательны:1-7;

- дополнительные:8-23.

Семинарское занятие 6 по теме 6: «Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав» - 4 часа*.

Цель и задачи: изучить формы гражданского процесса и механизм его реализации.

Вопросы к обсуждению: 1. Судебная защита и этапы ее развития. 2. Легисакционный процесс. 3. Формулярный процесс. 4. Экстраординарный процесс 5. Средства защиты: иски и интердикты - понятия и виды. Контрольные вопросы и казусы:

1. Найдите примеры разрешенного самоуправства в Законах XII таблиц.

2. В чем проявилось ограничение самоуправства в классическом римском праве?

3. Каковы будут последствия, если кредитор после неоднократного напоминания должнику о возврате долга вошел к нему в дом и изъял необходимую сумму?

4. Каким должностным лицам в Древнем Риме принадлежала юрисдикция?

5. На какие два этапа делится процесс в Древнем Риме? Кто выступал в качестве судьи на втором этапе?

6. Укажите характерные черты легисакционного процесса?

7. КАЗУС. Гай предъявил иск к своему соседу Гнею и произнес перед претором следующие слова: «Я требую, чтобы Гней за каждую вырубленную в моем саду виноградную лозу заплатил по 25 ассов».

Какое решение примет претор в легисакционном процессе?

8. Почему в конце периода Республики легисакционный процесс был вытеснен формулярным? Опишите этот процесс.

9. Назовите составные части формулы претора.

10. Допускалось ли обжалование судебных решений в легисакционном и формулярном процессах?

11. Судебный процесс, установленный в период империи, римляне называли экстраординарным, почему?

12. Каким является иск о возврате долга: вещным или персональным? Почему вещные иски называют абсолютными, а персональные – относительными?

13. Что означает право на эксцепцию?

14. Какие иски называются кондикционными?

15. Чем судопроизводство, основанное на интердиктах, отличается от обычного?

16. С какой целью закон устанавливает сроки давности?

17. С какого момента начинает действовать законный срок предъявления иска, если в одном случае нарушено право собственности, а в другом – не исполнено обязательство по договору?

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Исковая давность», Составление схемы, содержащей общие и специфические характеристики легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов

Номер задания по практикуму:7-14,120-124,333-344.

Источники:

- обязательные:1-7;

- дополнительные:8-23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: