Оценка отрицательного воздействия

Эта оценка дает представление об ожидаемом отрицательном воздействии на население в результате устранения или изменения распространения фактора риска в изучаемом населении.

Данная оценка исходит из того, что установлена причинная связь между заболеванием и фактором риска, учитывает силу связи, т.е. ОР, и распределение фактора риска в популяции.

Данная оценка специфична для изучаемой популяции и может быть перенесена на другие популяции только при условии точно такого же распределения в них исследуемого фактора риска. Факторы риска, для которых установлена сильная связь с редкими заболеваниями, могут иметь высокие оценки, характеризующие эффект, но низкие – характеризующие отрицательное влияние на население. Двумя основными оценками отрицательного влияния на население являются: популяционный атрибутивный риск (ПАР) и популяционная атрибутивная фракция.

Популяционный атрибутивный риск (ПАР) – абсолютная разница показателей (или риска) во всей популяциии в неэкспонированной группе. ПАР аналогичен АР, но в отличие от ПАР, АР - это разница показателей заболеваемости экспонированных и неэкспонированных лиц. Поскольку показатель заболеваемости зависит от того, насколько широко распространены факторы риска в данной популяции, ПАР варьирует в зависимости от распространенности фактора риска в популяции.

ПАР = р – р0, где:

р – показатель заболеваемости во всей популяции (экспонированной и неэкспонированной;

р0 – показатель в неэкспонированной группе.

Если доля экспонированных в популяции известна (ч), то ПАР можно рассчитать следующим образом:

ПАР = ч (р – р0)

Популяционная атрибутивная фракция (ПАФ)или этиологическая фракция – доля всех случаев заболевания в изучаемой популяции (экспонированных и неэкспонированных), отнесенных за счет воздействия фактора риска при допущении наличия причинной связи.

ПАФ = ПАР/р; или ПАФ = (р – р0)/р.

В случае, если известны только ОР и доля экспонированных в популяции (или в контрольной группе), ПАФ можно рассчитать по следующей формуле:

ПАФ = ч(ОР-1)/{ч(ОР-1)+1}.

Материалы к практическому занятию “Определение количества случаев и частоты заболевания”

Пример 1.

В 1990 г. изучены умственные способности у 500 женщин старше 80 лет.

На начало года 60 женщин страдали нарушением умственных способностей.

20 женщин заболело в течение года.

У 420 женщин не отмечено нарушений на конец года.

Рассчитать показатели заболеваемости и распространенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow