С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала
себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и
вместе с тем чрезвычайно притягательная.
Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не
подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее
характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма
противоречивый.
19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя
предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении
столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие
течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила
фундаментом для самых разных теоретических исканий.
Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят
|
|
представители различных философских направлений.
Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух
противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский
лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от
иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы:
западничество и славянофильство.
Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг
которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи
сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания
и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.
К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности:
П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет
Западная Европа. Истинная религия - католицизм.
Герцен Александр (1812-1870). Существует единство бытия и мышления,
жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания).
Форма движения к новому миру -
соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора
"сознательного деяния" (это характеристика сущности человека,
возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным
занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика -
познание и логика - ее отражение и продолжение.
Белинский (1811-1848) Духовная природа человека отлична от его
физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность
|
|
физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее
новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого:
человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция.
Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.
Чернышевский (1828-1889) Природа человека находится не внутри
индивида, а в его единстве с природными и социальными силами.
История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и
нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют
силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.
К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали:
И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились
обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что
русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является
православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая
характер его мышления.
В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует
один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной
чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.
Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек
гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия
движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.
Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная
(первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла
соединение с Богом, возникновение богочеловека.